Закрепление правописания непроизносимых согласных звуков в корне. 3-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Обучающие цели:

  • повторить безударные гласные в корне;
  • повторить парные согласные в корне слова;
  • упражняться в написании слов с непроизносимыми согласными; 

Развивающие цели: моделирование способа проверки непроизносимого согласного звука в корне.

Воспитывающие цели:  воспитывать чувство коллективизма, любви к природе, к предмету.

Оборудование:

  • презентация к уроку (Приложение);
  • карточки с заданием для учащихся по уровням;
  • карточки со словами
  • магнитофон.

ХОД УРРОКА

I. Оргмомент

(Слайд  картина «Зима»)

Мороз и солнце день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
Пора, друзья, просыпаться,
За работу приниматься.

– Здравствуйте, садитесь!
В морозный солнечный день хорошо отправиться на лыжную прогулку, покататься на санках, коньках, скатиться с ледяной горки. Это не только зимние забавы. Это очень полезно для здоровья. Не зря гласит народная мудрость: «В зимний холод, всякий молод!»
Приготовьтесь к уроку русского языка.  Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний

(Слайд картины «Зима». На этом фоне записаны слова)

– Из нашего приветствия, я выделила три слова, прочитайте их.

(Учащиеся читают слова)

Мороз
Солнце
Здравствуйте

– Найдите лишнее слово. (Мороз) .Почему? (Учащиеся объясняют свои высказывания) Как проверить парный согласный на конце и в корне слова? Что еще можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря, его нужно запомнить)

III. Постановка темы урока

(Слайд картины «Зима». На этом фоне появляются слова).

Солнце ? Здравствуй

– Почему рядом со словами появился вопросительный знак? (Это тема нашего урока). Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Ответы детей). Правильно! Тема урока «Закрепление правописаниянепроизносимых согласных в корне слова».

(Слайд картины «Зима».На этом фоне запись темы урока).

IV. Работа по теме урока

1. Сегодня мы продолжим работу над правописанием непроизносимого согласного звука в корне. Как проверить непроизносимый согласный звук в корне? (Высказывания детей)

2. Упражнение в подборе проверочных слов.

Напишите слова и подберите проверочное слов. Работа по вариантам. (На слайде запись задания)

Праз_никЗвез_ныйУс_ный
Блю_цеЧес_ныйПас_бище
Капус_ныйПрелес_ныйНаез_ник
Сер_цеВлас_ныйТрос_ник

Проверка задания. Учащиеся называют проверочное слово и непроизносимый согласный звук. (На слайде поочередно появляются буквы, которые вставили дети).

– Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (На слайде появляются слова) Капустный, звездный, наездник.

– Разберите по составу эти слова. (Учащиеся выходят к доске и разбирают слова по составу).

Вывод: Как проверить непроизносимый согласный звук в коне? (Ответы детей)

– Мы с вами повторили правило проверки непроизносимого согласного звука в корне. А теперь мы посмотрим, как вы умеете находить слова с непроизносимым согласным звуком в корне. Сейчас мы напишем выборочный диктант. Я продиктую предложения, а вы запишите слова с непроизносимым согласным звуком в корне.

Весь день ненастная погода. Поздно вечером поднялась метель.
Яростный ветер размешал снежные сугробы. Вся  окрестность покрыта снегом.

– Какие слова написали? Какие непроизносимые согласные вы подчеркнули? (Слайд со словами : ненастная, поздно, яростный, окрестность).

Вывод: Как проверить непроизносимый согласный звук в корне?

V. Физминутка

Игра «Не ошибись»

Учитель называет слова. Если в слове встретится непроизносимый согласный звук, то все дети приседают, вытянув руки вперед. Если в слове встретилась другая орфограмма, дети поднимают руки вверх.

Известный, серьезно, тетрадка, грустный, грустишь, капуста, капустный, радостный, сердечко, сердце, праздник, опоздать, поздно.

VI. Продолжение темы урока

1. Творческая работа по уровням сложности

Карточка №1

I уровень

Записать текст, вставив пропущенные слова подходящие по смыслу.

Зимнее ____________ освещает _____________. Деревья стоят в _______________ уборе. В этот морозный день снег сияет цветными ________________ . Метель намела ______________ сугробы.

Слова для справок: солнце, окрестность, праздничном, блестками, гигантские.

 

Карточка №2

II уровень

Ответить на вопросы, используя опорные слова.

Что освещает зимнее солнце?                                    Окрестность
В каком уборе стоят деревья?                                     В праздничном
Чем сияет снег в этот морозный день?                     Цветными блестками
Какие сугробы намела метель?                                   Гигантские

 

Карточка №3

III уровень

Из слов  составить  предложения.

Зимнее, окрестность, солнце, освещает.  Уборе, в, стоят, праздничном, деревья. Снег, в, морозный, этот, день, блестками, цветными, сияет. Гигантские, метель, сугробы, намела.

(При проверке дети читают предложения.На доске появляется слайд с предложениями.)

– Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне.

2. Упражнение в подборе синонимов. На доске прикреплены карточки со словами в два столбика. Из первого столбика подобрать синонимы из второго столбика.

Огромный
Печальный
Знаменитый
Веселый
Здешний
Мес_ный
Радос_ный
Извес_ный
Грус_ный
Гиган_ский

(При проверке на слайде стрелочками соединены слова)

– Какая орфограмма пропущена в словах? Как проверить непроизносимый согласный звук в корне?

VII. Тесты по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»

1. Отметить слова с непроизносимым согласным звуком в корне:

а) гладкий, честно, тетрадка;
б) звездный, радостный, вестник;
в) алмазный, парусный, вкусно;

2. Отметь слова, в корне которых не пишется буква «т».

а) облас…ной, радос…ный, чес…ный;
б) парус…ный, интерес…ный, небес…ный;
в) ненас…ный, прелес…ный, грус…ный;

3. Отметь слова, в корне которых пишется буква «т».

а) опас…ный, ужас…ный, вкус…но;
б) серьез…но, желез…ный, прелес…ный;
в) облас…ной, радос…ный, ус…ный;

4. Отметь слова , в корне которых пишется буква «д».

а) праз…ник, звез…ный, поз…ний;
б) вес…ник, кос…ный, свис…нул;
в) чудес…но, тес…ный, соглас…ный;

VIII. Итог урока

1) На слайде выведена таблица:

            Я           

З Н А Ю
У М Е Ю
М О Г У

2) Оценки за урок
3) Домашнее задание: стр.67 № 112.
4) – Урок мы начали, как вы помните, со стихов, вот на этой поэтической ноте я хочу закончить  урок:

Блеснул мороз,
И рады мы
Проказам матушки  – зимы.

(На слайде появляется запись. Спасибо за урок)