ТИП УРОКА - урок изучения нового материала
ЦЕЛИ УРОКА:
- Учащиеся должны знать основные теоретические сведения о причастии как особой форме глагола, причастном обороте;
- Учащиеся должны знать правописание безударной гласной в окончании причастий;
- Учащиеся должны уметь систематизировать ранее изученный учебный материал по теме, делать обобщение, применять на практике;
- Учащиеся должны уметь отличать причастие от глагола, деепричастия и прилагательного; уметь находить причастия в тексте;
- Учащиеся должны уметь отличать словосочетания с причастием, выступающим в роли главного и зависимого слова;
- Учащиеся должны уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова;
- Учащиеся должны уметь конструировать предложения с причастным оборотом
Познавательный (обучающий) аспект цели:
- формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности;
- формирование умений систематизировать учебный материал по теме, делать обобщения;
- формирование навыков грамотного письма, навыков работы с текстом.
Развивающий аспект цели:
- развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие логического мышления.
Воспитывающий аспект цели:
- формирование нравственных качеств личности, чувства патриотизма и любви к истории родной страны, ее культурному и историческому наследию;
- формирование чувства прекрасного, умения видеть и замечать красоту русской природы;
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
- Компьютер, презентация (см. ПРИЛОЖЕНИЕ "Презентация к уроку"), мультимедийная установка, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы
ХОД УРОКА
Организационный этап
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
На доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока "Знаки препинания в предложении с причастным оборотом"
Учитель: Сегодня мы с вами не просто ученики 6 класса, представьте себе, что вы сотрудники очень популярного молодежного журнала, вы журналисты. К нам в редакцию пришло письмо шестиклассника Василия Перестукина, который просит вас разобраться в трудной ситуации. Как известно, журналисты никогда не стоят в стороне от проблем, всегда пытаются разобраться в случившемся, докопаться до истины, помочь тем, кто в них нуждается. (Читает письмо. Слайд № 1)
"Здравствуйте, дорогая редакция! Пишет вам ученик 6 класса Перестукин Василий. Мне очень хочется знать, до каких пор будет продолжаться несправедливость?! Недавно Марья Ивановна незаслуженно поставила мне "2", исправила абсолютно верно расставленные запятые в предложении с причастным оборотом. Ведь я совершенно точно знаю, что причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. А на мое возмущение последовало: "Подумай!" Но думать мне некогда: завтра соревнования по хоккею. Тренировки! Разберитесь, пожалуйста! Докажите, что я прав! И пусть справедливость восторжествует!"
Нам с вами предстоит сегодня на уроке разобраться, кто прав: Василий и его учительница, в каких случаях в предложении с причастным оборотом ставятся запятые, всегда или нет. Итак, отправляемся, письмо зовет в дорогу. Записываем в тетради дату, вид работы, тему урока. (Слайд № 2)
Цели урока
НАДО ЗНАТЬ:
- основные признаки причастия как особой формы глагола, отличительные признаки причастия от прилагательных и глаголов;
- основные правила правописания падежных безударных окончаний причастий и применять их на практике;
- определение причастного оборота, понятие определяемого слова;
- правила постановки знаков препинания в предложении, осложненном причастным оборотом
НАДО УМЕТЬ:
- уметь отличать причастие от прилагательного, глагола, деепричастия; уметь находить причастия в тексте;
- уметь отличать словосочетания с причастием, выступающим в роли главного и зависимого слова; уметь находить определяемое слово;
- уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова;
- уметь конструировать предложения с причастным оборотом
Учитель: Куда же мы с вами отправимся в поисках истины? В какую страну? В какой город? Конечно же, адрес нам известен: государство Морфология, город Причастие. (Слайд № 3) На карте Морфологии много городов: Имя существительного, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Глагол, Причастие, Деепричастие, Наречие, Предлог, Союз, Частица. Как же нам попасть в нужный город? Проходим таможенный контроль.
ТАМОЖНЯ
Задание: из предложенного текста выпишите только причастия, посчитайте их, и число причастий - это номер города Причастие. (Текст распечатан для каждого ученика)
В природе все прекрасно. Нельзя не любоваться ни плывущими по небу облаками, ни березкой, шепчущейся с травой, ни суровой северной елью, ни лишайником, ползущим по каменистому склону... Но что может сравниться с водой? Волнуемые ветром волны - живая жизнь. Так думал я, когда на простом деревенском паруснике плыл по рябоватым просторам Онежского озера.
Куда я еду? Мой путь в мир русской сказки - древние Кижи.
Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи - это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Это мнение ошибочно. Старожилы рассказывают, что на озере 1650 островов! Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова.
Едем час... третий. Лодочник, пожилой морщинистый человек, немало побродивший на своем веку с топором и пилой, много поработавший, помолчал и добавил: "В войну до Кенигсберга дошел. Все видел. Такой красоты, как у нас, нигде нет".
ПРОВЕРКА (Слайд № 4)
- ПЛЫВУЩИМИ
- ШЕПЧУЩЕЙСЯ
- ПОЛЗУЩИМ
- ВОЛНУЕМЫЕ
- ЗАТЕРЯВШИЙСЯ
- ОТРАЖЕННЫЕ
- КРАСНЕЮЩЕЕ
- ПОБРОДИВШИЙ
- ПОРАБОТАВШИЙ
Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова? Что обозначают причастия?
Ученик: Данные слова - причастия, потому что они отвечают на вопрос какой?, образованы от глагола и имеют суффиксы причастий, они обозначают признак предмета по действию.
Учитель: Мы с вами правильно определили количество причастий - 9, поэтому и отправляемся в город № 9, Причастие (Слайд № 5)
Учитель: Войдя в город Причастие, мы сразу попадаем на улицу Падежных окончаний. От чего зависит правильное написание окончаний прилагательных?
Ученик: Правописание окончаний причастий зависит от вопроса, который задается от определяемого слова.
Учитель: Чтобы попасть на проспект Причастного оборота, нам следует пройти по улице Падежных окончаний и выполнить некоторые задания.
Объясните падежные окончания в предложенном тексте
(Слайд № 7,8)
Индивидуально: упр.628 (у доски) выполняют 2 ученика; карточки по теме "Правописание падежных окончаний причастий"
Учитель: Что называется причастным оборотом?
Ученик: Причастный оборот - это причастие с зависимыми от него словами. Учитель: Выпишите из 1 абзаца предложенного текста причастные обороты вместе с определяемыми словами. (Слайд № 9)
- плывущими по небу облаками;
- березкой, шепчущейся с травой;
- лишайником, ползущим по каменистому склону;
- волнуемые ветром волны
Учитель: Проверим работу у доски. В какой группе оказались причастные обороты (1 группа)
Причастие + существительное Причастие + существительное Сосредоточенный на деле Движущиеся по шоссе
Возглавляемый руководителем
Колышущийся на ветру
Замерзающий на морозе
Застроенный коттеджами
Расположенный около палисадника
Расставляющий сети
Появляющийся в небе
Преодолевающий болезнь
Переплывющее через реку
Найденный в сарае
Молотый кофе Задремавший пассажир
Решенная проблема
Заброшенный сад
Раскрытые двери
Белеющие облака
Подсохшая лужа
Отгороженная территория
Этап исследования получения новых знаний
Учитель: Причастный оборот так же, как и деепричастный, обособляется в предложении. Но не во всех случаях. А вот при каких условиях нам и предстоит выяснить и дать ответ Василию Перестукину. Вам даны предложения с причастными оборотами. Сравните предложения и скажите, при каких условиях причастный оборот будет обособляться.
(Ученикам даны предложения, распечатанные на листочках)
(1) Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. (2) Иногда прославленную белокаменную церковь называют безмолвной звездой, уплывающей в бесконечность мироздания. (3) Это строение, возвышающееся на холме среди волн, напоминает белоснежного лебедя.
(4) Благородный белый храм, отражающийся свыше восьми веков в реке, точно и естественно вписывается в луговое среднерусское раздолье.
(5)Очень хорош Покров на Нерли летом. (6)На косогор, густо заросший травой и цветами, выходят косари. (7) С высокого холма открываются луга, пестреющие июльским разнотравьем. (8) А в воде, подступающей к холму, сказочно отражается храм, плавающий в подводной глубине.
(9) Покров на Нерли надо увидеть во время дождя. (10) Огромная туча, утомленная долгим путешествием, останавливается, чтобы полюбоваться храмом. (11) Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость. (12) И опустившаяся с неба на землю радуга освещает силуэт храма, делая его почти фантастическим.
Учитель: При каких условиях ставятся знаки препинания в предложении с причастным оборотом. (В случае затруднения воспользуетесь подсказкой)
ПОДСКАЗКА
Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.
Найдите причастие, определяемое слово, зависимые от причастия слова.
Причастие - нависшая;
Определяемое слово - туча;
Зависимые от причастия слова - над высокими вершинами тополей;
Определите границы причастного оборота.
Причастный оборот - нависшая над высокими вершинами тополей
Посмотрите, причастный оборот стоит пере или после определяемого слова.
Причастный оборот стоит после определяемого слова ТУЧА.
Ученик: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он на письме выделяется запятыми. Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он на письме не выделяется запятыми.
Учитель: Прочитайте правило из учебника стр.67. Сравните правила постановки знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.
Давайте напишем Василию Перестукину ответ.
Этап закрепления полученных знаний
Учитель: Выполните разноуровневые задания: спишите предложения, расставьте знаки препинания.
- "4" - предложения 5- 8
- "5" - предложения 9-12
Учитель: Составьте предложения с причастным оборотом, используя слова и выражения из упр.634.
Этап подведения итогов. Домашнее задание
Упражнение № 630 на "4", № 631 - на "5".