(Слайд 1).
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать
русским словом.
К.Паустовский.
Цели урока: (Слайд 2)
- Повторить и закрепить знания по лексике.
- Совершенствование навыков употребления слова в соответствии с его лексическим значением.
- Развитие связной устной и письменной речи.
- Воспитание любви к природе, к книге, слову.
Оборудование: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя. (Слайд 3).
Посмотрите, ребята, на небо в тёмную, безоблачную ночь. Как много звёзд! И все звёзды разные. Есть большие и малые, голубые и желтоватые, одинокие и собравшиеся группами, которые называются созвездиями. Среди них есть и более яркие звезды и менее яркие, далекие и близкие.
Вам, наверно, показалось немного странным то, что я начала наш урок c астрономии, но в этом нет ничего удивительного. Созвездия и слова соединяются незримыми нитями. Мы знаем, что и у нас есть группы или разделы русского языка: фонетика, синтаксис, словообразование.
А сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме "Лексика" как одном из разделов языковеденья.
Итак, мы начинаем наш урок.
III. Работа по теме урока. (Слайд 4).
1. Обращение к эпиграфу урока.
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать
русским словом.
К.Паустовский.
И это действительно так. Наш известный поэт А.С.Пушкин использовал более 21 тысячи слов, в языке произведений Горького около 30 тысяч. (Слайд 5).
– Что образуют все слова русского языка?
– Как называется раздел науки о языке, изучающий его словарный состав?
2. Повторение изученного ранее. (Слайд 6).
а) теоретическая работа.
– Лексика – это не груда разрозненных слов: среди них выделяются однозначные и многозначные слова, группы омонимов, синонимов и антонимов. Вспомним все изученные лексические понятия.
б ) практическая работа.
1. Однозначные и многозначные слова.
В былине об Илье Муромце есть такие слова: "слово, оно что яблочко: с одного – то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его повертывать..." Вдумайтесь в смысл этого предложения: слова разные бывают, нужно уметь владеть словом, так как слово может иметь не одно, а несколько значений. К примеру, слово "идти" имеет 26 значений, стоять – 17, переводить – 14.
(Слайд 6). Из текста выписать значения слова “дорога”.
Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом.
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над ними.
Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Ю. Коринец.
(Слайд 8). Из текста выписать значения слова “хвост”.
Есть хвост у падающих звезд,
И у семян бывает хвост.
У птиц, у самолета
Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важнее:
Они хвостом сражаются.
У кошки хвост трубою,
Она хвостом гордится.
А нам, друзья, в учебе хвост
Совсем не пригодится.
(Слайд 9). Сколько значений у слова ключ? С каждым из них составьте свое предложение.
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной
2. Слова с переносным и прямым значением. (Слайд 10).
А сейчас у нас два понятия: прямое и переносное значение слова.
Слова имеют собственное (основное, прямое, первоначальное) и переносное (вторичное) значение. Перенос значения происходит на основе сходства предметов по форме, по цвету, по характеру движения и т.д.
– (2 ученика вызываются к доске.)
1-й – записывает слова в прямом значении.
2-й – записывает слова в переносном значении.
жар солнца – жар чувства; тяжесть багажа – тяжесть утраты; гибкость ума -гибкость веток; каменное сердце – каменные груды; зрелые плоды -зрелый человек; строить мост – строить планы; золотые руки – золотое кольцо; хранить ценности – хранить молчание.
– Коллективная устная работа. (Слайд 11).
Найти слова с переносным значением.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
3. Синонимы. (Слайд 12).
В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно
назвать различными словами, сходными по смыслу, но
различными по звучанию. Что это?
Своё название синонимы получили от греческого “синонимус” – одноименный. Синонимы обогащают словарный состав языка. Чем лучше человек владеет синонимами, тем ярче, образнее его речь, тем меньше в ней повторении. Существует словарь “синонимов русского языка”
(Слайд 13). О чем идет речь в загадке? Подобрать синонимы к слову зеленая в этом тексте.
Шли двое. Остановились.
Один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
А почему она белая?
– Потому что зеленая.
(Слайд 14). Выбрать из текста стихотворения словосочетания глагол + существительное. Указать в каком значении употреблен глагол “ставить” в каждом из словосочетаний.
Пять рабочих ставят дом,
Ставит опыт агроном.
(он растит такую рожь –
с головой в нее уйдешь.)
Ставит счетчики монтер,
Ставит фильмы режиссер.
(снял он сказку “Колобок”,
чтобы ты увидеть мог!)
Мама ставит пироги
(подойди и помоги.)
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
4. Антонимы.
Как известно, слово с противоположным значением называются антонимы. Они употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления. Чаще всего антонимы употребляются в пословицах, в стихотворениях. Существует “Школьный словарь антонимов русского языка”. (Слайды 16–17).
(Слайд 15). Закончите пословицу, подобрав антоним:
Ученье свет, а неученье – …
Кто хочет много знать, тому надо … спать.
Корень учения горек, да плод его …
Полный колос к земле клонится – … к небу тянется.
… говори – больше делай.
…слава лежит, а худая бежит.
(Слайд 16). Запишите антонимы к значениям многозначного слова “свежий”: свежий хлеб, свежая газета.
(Слайд 17). Запишите антонимы к значениям многозначного слова “свежий”: свежая рубашка, свежий ветер.
5. Омонимы. (Слайд 18)
О чем идет речь?
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им, что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их: “Вы откуда,
Появились, молодцы?”
Отвечали мне слова:
“Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим липам вопреки,
Мы по смыслу далеки.
Я.Козловский.
И ещё есть у нас интересные слова, одинаковые по звучанию (или написанию), но разные по значению. Это омонимы.
(Слайд 19). Подберите значения омонимов.
БАК сосуд для жидкости.
носовая часть корабля.
БОКС мужская стрижка.
вид спорта.
отгороженная часть помещения.
БЛОК писатель.
грузоподъемное устройство.
объединение государств, партий, стран.
СРЕДА день недели.
окружающая среда.
IV. Домашнее задание. (Слайд 20).
Выписать из художественных текстов 3 предложения с переносным значением слов.
Найти в Толковом словаре 3 многозначных слова, составить с ними предложения.
Подобрать по 3 пары синонимов.
Подобрать по 3 пары антонимов.
V. Подведение итогов урока. (Слайд 21).
Прощальная игра.
А вот прощальная игра...
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру "Наоборот ".
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь:
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь:
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты:
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай:
(Выставление оценок за урок.) (Слайд 22).