Русский язык
-
Обучение сочинению – рассуждению на лингвистическую тему 2011
В статье описана универсальная методика обучения сочинению – рассуждению на лингвистическую тему в 9-м классе при подготовке к ГИА по русскому языку. В качестве примера использована тема «Роль тире». Приведённая в статье методика успешно применяется для обучения сочинению-рассуждению о роли различных знаков препинания в письменной речи.
-
Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного. 6-й класс 2011
Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся, способствовать развитию речи. Урок построен в форме конкурса.
-
Омонимы. 5-й класс 2011
Урок-исследование, формирующий понятие об омонимах
-
Понятие о предлоге. 7-й класс 2011
Урок проводится в форме урока-презентации. Дети учатся правильно писать предлоги с другими словами, повторяют ранее изученный материал, узнают новое о предлоге. Используется групповая форма урока.
-
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- 2011
Урок посвящен углублению понимания правильного условия выбора букв E и И в приставках ПРЕ-, ПРИ- через сказки Ганса Христиана Андерсена. В результате такой работы у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность, формируется орфографическая зоркость.
-
Игра "Грамматический бой" 2011
Более 20 лет назад в средней школе № 18 г. Нижнего Тагила была разработана игра, оружием в которой являются знания по русскому языку. Создаются две команды, имеющие свое название и девиз. Каждая команда получает домашнее задание. В игре принимают участие болельщики, которые могут отдать заработанные баллы команде. При подведении итогов жюри учитывает результаты команды и болельщиков.
-
Гласные О – Ё после шипящих. 3-й класс. УМК "Начальная школа XXI в." 2011
Урок русского языка в 3-м классе по УМК М.С Соловейчик, способствующий развитию орфографической зоркости; интеллектуальных умений: анализировать, обобщать; практических умений: работать с опорными схемами; содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах. На уроке cоздается ситуация, помогающую открыть причины написания о – ё после шипящих.
-
Конспект урока. Сочинение по картине Поленова В.Д. "Московский дворик" 2011
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством В.Д. Поленова. На уроке учит учащихся передавать свое отношение к картине, понимать содержание картины и ее художественные способности. Воспитывает самостоятельность, творческую активность, интерес к живописи. Развивает способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
-
Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по УМК С.М. Львовой "Способы словообразования имён существительных. Способ сложения" 2011
Урок с заполнением таблицы готовности и цветовым индексом позволяет создать на уроке ситуацию успеха, а использование разнообразных видов контроля и самоконтроля углубляет знания учащихся о способе сложения при образовании имен существительных, воспитывает интерес к изучению морфемного состава слов.
-
Глагол. Повторяем орфографию. 6-й класс 2011
Цель урока: привести в систему орфографию по теме "Глагол", проверить умение видеть орфограммы.
-
Дидактический инструментарий "Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе" 2011
Индивидуальная коррекция грамотности призвана фиксировать уровень знаний и навыков. При помощи коррекции учитель может намечать характер и меру необходимой ребенку помощи, планировать формирование его компетентности с ориентацией на подготовку к ЕГЭ, проводить диагностику разных аспектов развития, выявлять результаты обучения.
-
Практическое занятие кружка "Основы журналистики" по теме "Интервью" 2011
На открытом занятии кружка «Основы журналистики» по теме «Интервью» расширяются знания учащихся об особенностях публицистического жанра «Интервью» и формируется языковая и коммуникативная компетенции учащихся 5–9-х классов.
-
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс 2011
Урок русского языка и развития речи в 5-м классе является подготовкой к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Цель урока: научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах.
-
Элективный курс "Изложение и сочинение в 9-м классе" 2011
Элективный курс направлен на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. У обучающихся формируются умения верно понимать и передавать основную мысль исходного текста, правильно выделять микротемы, строить собственное высказывание, выдерживать в работе стилистическое единство, соблюдать нормы русского литературного языка, то есть формируется языковая и лингвистическая компетентность обучающихся.
-
Путешествие по городу Имя существительное. 5-й класс 2011
Цель урока – повторить и привести в систему знания, полученные в ходе изучения данной темы. Закрепление знаний происходит в игровой форме, с использованием компьютера.
-
Развитие языковой личности учащихся в условиях современной школы 2011
Автор статьи утверждает, что мотивацию усвоения языковой грамотности можно обеспечить, если: начинать обучение не с выработки отдельных операций, изолированных от целостной структуры, а с формирования того уровня организации письменной речи, на котором функционируют в единстве действие порождения смыслового содержания текста и действие его выражения; включить процесс усвоения письменной речи в деятельность словесного творчества учащихся.
-
Приемы компрессии текста в 9-м классе 2011
В процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащиеся знакомятся с основными приемами сжатия текста. В ходе мастерской каждый ученик задействован, а использование учебных приемов "зигзаг", "мозаика" заинтересует самого равнодушного ребенка. Применение деятельностного подхода в обучении способствует получению прочных знаний. В качестве пропедевтической работы можно провести мастерскую в 8-х и даже в 7-х классах.
-
Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности 2011
В работе определены принципы проекта, ориентированные на сознательность освоения материала; цели и задачи; типологические признаки. Продукт проектной деятельности – научно-методическое пособие «Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности». В технологической карте указаны этапы проекта, индивидуальная и совместная деятельность учащихся и учителя, направленная на создание учебно-методического пособия.
-
Правописание наречий 2011
Цели урока: привитие навыков правописания -О и -Е на конце наречий после шипящих; совершенствование навыков правописания Н и НН в наречиях; формирование навыков написания наречий с суффиксами -А- и -О- (из-, до-, с-, в-, на-, за-); закрепление навыков дефисного написания наречий.
-
Как живешь, наречие?" 6-й класс, с использованием ИКТ 2011
Урок проводится в компьютерном классе с использованием интерактивной доски. Целью урока является систематизация знаний по теме "Наречие".
-
Это сказочное слово – глагол. 5-й класс 2011
Тема урока связана с предыдущими темами курса литературы – изучением литературных сказок и ранее с изучением народных сказок. Урок опирается на знание особенностей жанра сказки, при изучении русского языка – на знание значения глагола. Материал урока расширяет знания учащихся о группах глаголов по значению, об особенностях повествования как типа речи, раскрывает некоторые особенности жанра сказки, вдохновляя учащихся на самостоятельное творчество.
-
В гостях у Глагола Глаголыча. 5-й класс 2011
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5-м классе по теме "Глагол" с использованием презентации обобщает и систематизирует знания о глаголе как части речи и правилах правописания глаголов. Цель урока: развить, углубить и упрочить знания об этой части речи, прививать любовь учащихся к родной языку.
-
О пчелках, о меде и о русском языке 2011
Урок проводится в школе, активно внедряющей в практику обучения и воспитания здоровьесберегающие технологии. Рассказывая о пчеловодах, учитель пропагандирует здоровый образ жизни, доводит до сведения учащихся, что работа с пчелами трудоемкая, но интересная и полезная, а продукты пчеловодства необходимы для здоровья. На уроке обязательна работа со словарями. Одна из задач урока – формирование орфографических умений и навыков учащихся. На уроке дети повторяют различные виды разборов слов.
-
Изобразительно-выразительные средства звучащей речи. 5-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с выразительными возможностями фонетического строя русской речи, учит учащихся самостоятельно выявлять роль звуков в создании поэтического образа.
-
Однородные члены предложения с союзами. 4-й класс 2011
Углубление знаний учащихся о связи между однородными членами предложения; развитие умения распознавать однородные члены предложения без союзов и с союзами; развитие орфографической зоркости, грамотности речи; воспитание внимательности, любви к природе, умения ценить её красоту.
-
Интегрированный урок (история + русский язык) "Награды Родины в нашем доме" 2011
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи.
-
Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс 2011
Представлен урок-мастерская. Цель мастерской: раскрыть особенности характера героев сказки-были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
-
Предложения с обращениями. 5-й класс 2011
Конспект был составлен для проведения открытого учебного занятия в 5-м классе в рамках конкурса «Учитель года». Рассчитан на 30 минут. В приложения включены презентация к уроку, самоанализ, проверочная работа, кроссворд, предложения с обращениями из сказок А.С. Пушкина.
-
Урок письма в 5-м классе "Легко ли написать письмо?" 2011
Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем – деловых, поздравительных, личных. Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо? В этом поможет урок письма в 5-м классе. На уроке ребята познакомятся с эпистолярным жанром, со структурой письма и его этикетными особенностями.
-
Сочинение-описание по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье". 5-й класс 2011
Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся; совершенствовать умения и навыки написания сочинения-описания; учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова; воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса работы.