Цели:
- формировать представление об именах существительных в именительном падеже, о признаках этого падежа;
- развивать умение определять имена существительные в именительном падеже и других падежах, обучать созданию собственных творческих работ;
- воспитывать интерес к предмету, любовь к родной природе и к языку.
Оформление и оборудование к уроку: учебник «Русский язык», рабочая тетрадь на печатной основе, картина с изображением зимнего леса, индивидуальные памятки о склонении имен существительных, творческие работы детей, презентация, тексты для индивидуальной и групповой работы, блокноты-«снежинки» для выполнения мини- сочинений, тесты, таблички «знайка», «молодчина», «умница».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Словно посмотрев из окна нашего класса, поэт В. Иванов написал эти прекрасные строки: (Приложение 1. Слайд 1)
Лесная даль зовет меня и манит
В мир, полный грез, где все вокруг светло.
И снег лежит на дремлющей поляне,
Как лебедя усталое крыло.
Все, точно в сказке, без конца и края…Виталий Иванов
– А вы, ребята, любите зиму? И каждый из вас любит получать подарки?! Давайте же сегодня посвятим урок этому чудесному времени года и подарим друг другу интересную, результативную работу на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
– Вашим домашним заданием было – написать сочинение по фотографии с изображением чудесного зимнего уголка. Давайте заслушаем работы. (У доски заслушиваются авторы лучших работ: «Сосны в серебре», «Яблоки в снегу», «Зимние цветы». Чтение сопровождается показом слайдов») (Приложение 1. Слайды 2-4)
– Молодцы, ребята. Я благодарю вас за старание и…
Приглашаю Вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама,
Красавица волшебница-Зима.
3. Чистописание
– Откроем тетради и, словно мороз на стекле, выполним в тетрадях узор с буквой р.
4. Работа со словарными словами
– А для записи какого словарного слова понадобится буква р, вы узнаете, отгадав кроссворд.
(Учащиеся записывают слова в тетради и вписывают в клетки кроссворда на доске.)
береза
ребята
облако
снегирь
иней
дорога
1) Дерево – символ России. (Береза)
2) Они любят зиму больше, чем взрослые. (Ребята)
3) Родственник тучи. (Облако)
4) Эта птица прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
5) И не снег, и не лед, а все укрывает. (Иней)
6) Синоним слова «путь». (Дорога)
– Какое же ключевое слово у нас получилось? (Рябина)
– Сколько слогов в слове? (3)
– Какой слог ударный? (Второй слог.)
– Какая гласная является опасной? (Гласная Я.)
– Почему? (Является безударной.)
– Почему это словарное слово? (Написание
следует проверять по орфографическому словарю.)
– Запомнить написание безударной гласной я нам
поможет происхождение слова. (Приложение
1. Слайд 5) Образовалось от
существительного «рябь» (От спелых красных
ягод рябит в глазах)
– Посмотрите на картину. Как нарядно выглядит
рябина на фоне зимнего леса!
– Запишите слово, выделив орфограмму, затем
запишите, разделив слово на слоги для переноса.
Какие однокоренные слова вы знаете?
Запишите, помня, что корень пишется одинаково
(рябинка, рябиновые, рябинушка). (Учащийся
выполняет у доски, остальные в тетрадях.)
5. Сообщение темы урока
– Не теряя времени, отправляемся по заснеженной дорожке в зимний лес. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы встретим наших старых знакомых – имена существительные и подробно изучим именительный падеж имен существительных.
6. Актуализация знаний
– Нам нужно быть готовыми к любым неожиданностям и испытаниям. Вот одно из них.
(Стихотворение «Дорожка» у учащихся на листочках и на Слайде 6. Приложение 1.)
Дорожка лесная
Мила с детских лет.
Дорожки красивей,
Любимее нет!
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой отыскал бы всегда.
На этой дорожке и в трудные дни
Я пел бы без устали
песни свои!
– Работая в парах, определите, в каких падежах употреблено существительное дорожка.
(Проверка по 7-му слайду Приложения 1.)
– В каких падежах не употреблено существительное? Поставьте существительное в Д.п. и Т.п.
7. Подготовка к восприятию новых знаний
– Посмотрим, что ещё нового и интересного у нас на пути? (Приложение 1. Слайд 8)
Дуб нам хочет поклониться,
Клен кивает головой.
Лоси рады нашей встрече,
Птицы весело щебечут.
– Найдите все имена сущ. в И. п. На какие вопросы
отвечают им. сущ. в И.п.? (кто? что?)
– Подчеркните подлежащие.
– Что заметили? Каким членом предложения
является имя сущ. в И.п. ?
Дети: Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
8. Открытие новых знаний
– Сделаем выводы, продолжив высказывания: (Приложение 1. Слайд 9)
Если имя существительное в предложении стоит в
И.п., то оно является… подлежащим.
Если имя существительное является в предложении
подлежащим, то… оно употреблено в
именительном падеже.
– А теперь И. п. сам поможет нам запомнить его
особенности. Давайте откроем тетради на с.22.
– Прочтем об И.п. замечательное стихотворение. (Читает
ученик.)
Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
О. Соболева
– Что нового отметил о себе И.п.?
Дети: Не употребляется с предлогами.
– Заполните карточку, вписав вопросы И.п.
– По каким же 3-м признакам легко узнать сущ. в
И.п.?
Дети:
– Отвечает на вопросы кто? что?
– Не употребляется с предлогами;
– Является в предложении подлежащим.
9. Работа над правилом в учебнике
– Давайте убедимся в правильности сделанных выводов, прочитав правило в учебнике (стр. 41)
10. Закрепление изученного материала
–Узнаем, что однажды представилось зимним
утром взору Тани. Упр.64.
– Прочтите задание. (Учащиеся, списав
предложения, находят подлежащие и доказывают,
что ими являются существительные в именительном
языке.1-й вариант записывает 1 и 2 предложения. 2-й
работает с 3-м и 4-м предложением. Двое учащихся
выполняют задание на закрытой доске.)
– Какие синонимы встретились в тексте.
Дети: Буран, вьюга, вихрь.
– Каким другим синонимом можно заменить
существительные?
Дети: Существительным метель.
Физминутка
Дружно по лесу гуляли
И нисколько не устали.
Нас морозец всех бодрит,
Уставать нам не велит.
Зимний лес, чудо-лес,
Полон сказок и чудес.
– Ребята, вы когда-нибудь пробовали разгадать тайны следов птиц и зверей на снегу? Обязательно познакомьтесь с сочинениями, которые написали о замысловатых узорах следов М. Илья, Никита М. и Никита Ц.
(Приложение 1. Слайд 10)
– Давайте из упражнения 65 узнаем, куда привели
следы охотника. (Работа над деформированными
предложениями.)
– Составьте предложения, работая в паре. (Устно.)
(Проверка по слайду 11 Приложения 1.)
– Определите падеж выделенных
существительных.
– Запишите 4-е предложение. Подчеркните его
грамматическую основу. (Лесной петушок
склевывал последние ягодки.)
Может быть сущ. ягодки тоже употреблено в
И.п.? Докажите обратное.
Дети: Это существительное
является в предложении второстепенным членом –
употреблено в В.п.
– Являются ли данные предложения текстом?
Обоснуйте.
Дети: Перед нами текст, т.к. предложения
объединены одной темой. В тексте говорится, как
по следам охотник обнаружил рябчика на лесной
полянке. К тексту можно подобрать заголовок.
Например, «Лесной петушок».
– До чего же хорошо в нашем лесу, полном тайн и
загадок!
11. Творческая работа
– Ребята, попробуйте отгадать, о чем идет речь в
этой трогательной загадке? (Приложение
1. Слайд 12.) Правильно, о
красавице-снежинке. А знаете ли вы, что снежинки
очень разнообразны по форме и что в мире не
найдется двух абсолютно одинаковых снежинок?
– Я предлагаю каждому сейчас сочинить небольшую
историю о своей снежинке, используя опорные
слова из Слайда 13. Приложения 1.
Пусть ваша снежинка будет особенной и
неповторимой. Постарайтесь правильно
употреблять сущ. снежинка в именительном и др.
падежах. Чтобы ярче раскрыть образ вашей
снежинки, используйте и другие существительные
(красавица, озорница, любимица, умница, …) (На
выполнение дается 5 минут.)
– Зачитаем получившиеся истории. (Заслушиваются
2-3 работы.) Молодцы!
12. Проверка усвоения материала
– Проверим, как поняли новый материал – выполним небольшой тест (Приложение 1. Слайд 14)
13. Подведение итогов
Проверка. (Приложение 1. Слайд 15)
– Понравился ли урок?
– Какие новые знания открылись вам?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Что особенно удалось?
– Над чем предстоит поработать?
14. Выставление оценок
– Ребята, некоторые из вас не получили оценок, но заслуженно получили в течение урока звания «умница», «молодчина», «знайка». Пусть на следующем уроке они подтвердятся вашими знаниями и хорошими оценками. Благодарю всех за работу на уроке.
15. Объяснение домашнего задания
– Выучить с помощью правила в учебнике (с. 41) особенности имен существительных в И.п. и закрепить знания, выполнив упр. 66. (Приложение 1. Слайд 16)
– А тем, кто не боится трудностей, я предлагаю в данном необычном стихотворении из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (Приложение 1. Слайд 17) найти грамматические основы и определить сущ. в именительном падеже. (Желающие справиться с заданием повышенной трудности берут текст стихотворения.)
– Красиво оформить сочинения о снежинке к следующей неделе вы сможете за время выходных дней.