Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, умеющих находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, владеющих коммуникативными способностями.

Известные специалисты по “технологиям” общения А.Пиз и А.Гарнер отмечают: “Вы за неделю имеете гораздо больше возможностей вступить в личный контакт с незнакомыми людьми, соседями, друзьями, членами семьи, детьми и коллегами по работе, чем ваши средневековые предки имели за всю жизнь. Однако, ваше умение общаться находится практически на том уровне, что и у них, т.е равно нулю. Пока Вы ещё ребёнок, взрослые учат Вас читать, писать, складывать и вычитать. Вы делаете ошибки, они Вас поправляют – так растёт ваше умение. Умение правильно разговаривать – это совсем другое дело. Вас учат правильно произносить слова, строить предложения, но никто не учит ребёнка тому, как эффективно общаться со своим собеседником. И когда Вы делаете ошибки, то никто не поправляет Вас, даже не говорит, что Вы ошиблись. В результате множество людей, с которыми Вы встречаетесь, не могут оценить Вас по достоинству, а порой даже отворачиваются от Вас и предпочитают другого собеседника”. Действительно, жизнь показывает, что очень немногие из нас умеют правильно и эффективно общаться, завязывать дружбу и поддерживать прочные и долгосрочные отношения. А это в свою очередь говорит о том, что развитие коммуникативных способностей личности – одна из главных задач для учителя русского языка и литературы, решение которой требует от педагога творческого подхода. Для современного этапа обучения русскому языку характерна коммуникативная направленность. Она характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Перед учителем встает вопрос – как воспитать, заложить в своих учениках основы творческой личности, способной решать проблемы, находить решения в нестандартных ситуациях?

Поиск путей решения данной проблемы привел к необходимости создания системы преподавания, ориентированной на развитие коммуникативных способностей. Это возможно, если в системе применять новые педагогические технологии: личностно-ориентированное, дифференцированное, проблемное обучение, технологию эффективной речевой деятельности, использовать разнообразные приемы развития коммуникативных способностей личности учащихся.

Изучение трудов ученых позволило определить ряд позиций, составляющих основу построения педагогического процесса и выбора педагогического инструментария.

Развитие коммуникативных способностей учащихся можно существенно развить на уроках русского языка, если учесть различия в их природных задатках и способностях. Каждый ребенок уникален, один схватывает материал на лету, другому нужно достаточно много времени, третий воспринимает с трудом. Как помочь каждому?

Необходимо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и учитывать их при проведении уроков.

Для этого используются тесты, при помощи которых выявляются качества детей, которые необходимо учитывать для эффективного обучения каждого ребенка в отдельности и класса в целом. Это – уровень понимания, особенности памяти и мышления, потребности и мотивы, каналы восприятия, психосоматический тип.

На основе полученных результатов создаётся портрет аудитории (Приложение 1). При подготовке к уроку и при его проведении обязательно учитываются особенности учащихся, продумываются различные варианты индивидуальной, групповой, фронтальной работы на уроке.

В каждом классе, как правило, среди детей есть и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, поэтому на уроках используются разные способы подачи учебной информации. Учащиеся, у которых ведущий канал аудиальный, работают в быстром темпе, хорошо воспринимают информацию на слух, а вот кинестетики медлительны, им нужно все ощутить физически, усвоение учебного материала, у них сильно зависит от эмоционального фона. Визуалам мало рассказать материал, им нужно его показать, создать образ. Важно, чтобы учитель четко представлял возможности каждого ученика, динамику роста его потенциала. Задания творческого характера стимулируют познавательную активность учащихся с разным уровнем понимания. Для детей с низким уровнем понимания подбираются задания, позволяющие повысить интерес к предмету и ощутить уверенность в своих силах. Например:

1) Выберите правильный вариант произношения выделенных слов, составьте с ними распространенные предложения: прибывший поезд – прибывший поезд; повлекший наказание – повлёкший наказание;
2) Опираясь на примеры, объясните разницу между словами: классовый – классный, здравица-здравница;
3) Составьте предложение с прямой речью по образцу: “А разве Сергей еще не вернулся?”- спросила Маша, зайдя в комнату.

Предлагая детям домашнее задание, используется разноуровневый дидактический материал, а также материал дифференцируется при проведении индивидуальной и самостоятельной работы. Карточки составляются так: сначала ребенок выполняет обязательное задание, например, (Выбери правильный вариант: Я (допишу, дописываю) письмо и отнесу его на почту. Ты (прочитаешь, читаешь) книгу и вернешь её товарищу. Он хорошо (думает, продумает) свой план и выполнит его в срок.

Затем предлагается карточка с более сложным заданием, например, (Составь “лексический” диктант (10–20 слов) на тему “Осень”). И, наконец, задания, требующие творческого подхода: “Речевая задача, вызывающая большой интерес: Вы – редактор газеты (журнала). Помогите начинающему автору – внесите правку в созданный им текст” При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы. Пример разноуровнего домашнего задания:

1) сочини стихотворение о русском языке.
2) напиши грамматическую сказку о причастиях и причастных оборотах.
3) найди и запиши2–3 высказывания о русском языке.

По словам С.Л. Рубинштейна “ Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия”. Именно, проблемное обучение способствует развитию творческого мышления учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития. “Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражения решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективное новое знаний и выражает его в простых формах”.

На своих уроках использую проблемные ситуации разной природы – это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения; необходимость произвести какие – то неизвестные действия для достижения цели; выбор между несколькими объектами. Подбираются такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Для создания проблемной ситуации используются жизненные явления, факты, их анализ с целью теоретического объяснения ; задачи межпредметного характера; исторический или занимательный материал; организуется практическая работа исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к выводам; исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.

После создания проблемной ситуации совместно с учащимися определяются проблемы, находятся пути решения проблемы, путем выдвижения гипотез, проверяются гипотезы на основе полученных знаний. Проблема – основной источник развития человека, т.е. решая проблемы, человек развивается, либо, в противном случае, деградирует. Следовательно, вместо того, чтобы бояться проблем, убегать от них, человеку необходимо научиться конструктивно, относиться к проблемам, понять, что проблема-это благо. Из сказанного неопровержимо вытекает ценность технологии проблемного обучения.

Например, при изучении темы “Роль причастий и причастных оборотов в научной и поэтической речи” детям предлагается вновь попутешествовать по удивительной стране “Причастие” и провести исследование, самим сформулировать проблемный вопрос: какова роль причастий и причастных оборотов в научной и поэтической речи? Вопрос поставлен, теперь нужно найти варианты решения, ребята объединены в группы для совместной работы, между ними распределены роли: организатор группы – тот, кто организует работу в группе, следит за временем, секретарь – ведет запись конструктивных предложений, оратор- выступающий от группы перед классом, который проговаривает найденные варианты решений.

Итак, варианты решения найдены:

1. В научной речи причастия служат для уточнения, конкретизации, краткости научных определений.
2. Благодаря причастиям создается яркий, зримый художественный образ.
3. С помощью причастий и причастных оборотов писатели воздействуют на чувства читателей и слушателей.

А вот как была организована работа по теме: Употребление наречий в речи”.

Перед ребятами была поставлена проблема: Чаще всего речь многих людей лишена эмоциональной окраски, однообразна и суха. Детям предлагается самим сформулировать проблемный вопрос, исходя из проблемы. Они его формулируют: Для чего используются наречия в речи? Затем через предложенные учителем задания, дети находят варианты решения, обсуждают их в группе и выбирают оптимальный – это самый действенный, самый правильный: благодаря наречиям наша речь становится образной, более точной и разнообразной.

Какая была поставлена проблема по теме урока: Публицистический стиль? Мы говорим, а нас не слышат, мы предлагаем, а за нами не идут. Ребята ставят проблемный вопрос: зачем надо знать и уметь использовать в речи публицистический стиль? Затем находят и проговаривают варианты решения и ищут оптимальный: публицистический стиль надо знать и уметь его использовать в речи, чтобы развивать в себе гражданскую позицию, умея убеждать, отстаивать свою точку зрения, делая это аргументированно, правильно относясь к информации, будучи при этом интересным собеседником.

Проблемное обучение развивает у детей конструктивное отношение к любым проблемам и способствует повышению познавательного интереса, коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка.

М.В. Ломоносов утверждал, что в общении все дни проходят наши, но искусно общаться – удел немногих. Однако ж не только тех, кто талант к сему искусству имеет, а тех, кто сии мудрые законы знает и с пользой их применяет.

Что же означает умение эффективно общаться?- это означает стремление человека к искусному общению, т.е. к такому общению, когда участники могут получать обоюдное чувство удовлетворения и удовольствия от понимания и обогащения друг друга.

Несомненно, роль общения в жизни человека велика. Однако, не каждый понимает сущность данного феномена. Общение можно понимать как процесс взаимодействия субъектов при помощи невербальных и вербальных средств с целью достижения взаимопонимания: Взаимодействие- это есть установление, поддержание и сохранение контакта между субъектами общения. В роли субъектов общения выступают Говорящий и Слушающий.

Взаимопонимание как результат общения следует рассматривать как эмоционально-интеллектуальный контакт субъектов.

Что касается средств, то ведущую роль в общении играют невербальные средства, которые, по мнению А.Пиза, “занимают” от 60% до 80% пространства общения. Это такие средства, как

1) Визуально-кинетические: внешний вид (одежда, запахи, прическа, макияж, лицо).
2) Визуальные (глаза, взгляд).
3) Кинетические (мимика, пантомимика).
4) Экстралингвистические средства (голос, интонация).
5) Пространственные (дистанция в общении, личное место в пространстве).

Если говорить о вербальных средствах, то по мнению ученых, они призваны озвучивать, конкретизировать невербальные и соответствовать им. Для достижения успеха в общении важно, чтобы Говорящий умел выражать мысли в действенной словесной форме, т.е. правильно, выразительно, кратко, точно, уместно, ясно, логично, этикетно.

На уроках русского языка применяю разные приемы, помогающие учащимся учиться правильно выражать свои мысли: например, ученик рассказывает теоретический материал: тема “Сказуемое. Способы его выражения. Он знает, что он должен продемонстрировать правильную, точную, ясную, логичную речь. Вместе с ребятами мы разработали требования к устному ответу. Рассказ ученика оценивает весь класс по памятке:

1. Рассказывай последовательно, ясно излагай свою мысль.
2. Говори понятно, приводи примеры.
3. Правильно называй и объясняй лингвистические термины.
4. Не допускай речевых ошибок в своей речи.

В конце любого урока проводится рефлексия, где учащиеся подводят итог работы на уроке и высказывают мысли о том, чем для них был ценен урок: на этом этапе отрабатывается краткость и точность речи.

На этапе закрепления материала используются такие приемы, как комментирование, где ребенок учится говорить правильно, кратко, выразительно;

Такой прием, как: “усвоил сам – помоги товарищу”- развивается точность, ясность, логичность речи.

Можно с уверенностью сказать, что работа, которая проводится по развитию коммуникативных способностей личности ребенка, дает положительные результаты.