Возможности программы "Govorilka" и уроки русского языка, литературы

Разделы: Русский язык


Соматическое здоровье учеников, уровень физической работоспособности через призму эндогенных и некоторых экзогенных факторов (особенно с нарушением зрения), заставляет педагога учитывать особенности памяти, внимания, темпа усвоения, уровня понимания и мн. др. Программа «Govorilka» (рисунок 1) представляет возможность оказания дифференцированной помощи таким ученикам.

Рисунок 1. Программа для чтения текстов голосом «Govorilka»

Небольшая программа для чтения текстов «Govorilka» сегодня, пожалуй, есть у каждого пользователя ПК. Хотя программа и позиционируется как «домашняя», однако ее возможности, думается, могут быть востребованы и школой, в частности на уроках русского языка, литературы. Что может «Govorilka»? Характеристика проста: озвучивать текст. При этом у нее есть такие функции, как изменение темпа и тональности звука, подсветка того слова, которое произносится диктором (мужской или женский голос). Кажется, в цифровую эпоху данная программа для работы со звуком слишком упрощена. Но, по сути, эта простота, а значит, доступность для любого пользователя и есть «бонусы» программы.

При работе с программой «Govorilka» формируются предметные и надпредметные умения: ученик может читать, писать в заданном темпе; осуществлять моделирование; пользоваться компьютерной программой и др.

Так, прекрасный тренинг дает «Govorilka» тем ученикам, которым необходимо совершенствовать умение читать и писать в заданном темпе. Аналогичный тренинг предлагают и другие программы, например тренажер «1С: Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс (Руденко-Моргун О.И. и др.)», но у них только свой строго очерченный круг текстов. «Govorilka» же разрешает работать с любым текстом. Это могут быть тексты произведений из мультимедийных энциклопедий, хрестоматий по русской литературе, в том числе и ресурсы электронной библиотеки Максима Мошкова (рисунок 2).

Рисунок 2. Главное окно программы «Govorilka»

Безусловно, есть и другие возможности использования программы «Govorilka». Педагоги знают: низкая техника чтения ученика приводит к тому, что учащийся отстает при усвоении нового материала, так как при работе с учебником переработка информации требует достаточно высокой скорости чтения. Показав одному ученику траекторию движения к «идеальному» темпу, а другому – лишь точные цифры (при этом происходит моделирование этапов повышения скорости чтения самим учащимся), учитель создает условия для успешности в будущем. Происходит и улучшение взаимоотношений в диаде «ученик – класс», поскольку отстающий, к сожалению, часто становится предметом насмешек детей.

Работа по развитию речи заключается, конечно, и в формировании навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению сопутствует работа над развитием речевого слуха учеников. Важны умения и различать все звуки в слове, и различать ударные – безударные слоги, и определять границы предложения, и убыстрять – замедлять темп речи. Здесь возможен такой вариант задания для школьника, читающего текст монотонно, - изменить темп с учетом соблюдения пауз (/ или //) и, сопоставив полученные варианты, выбрать нужный, мотивируя это.

Одно из направлений в развитии речи ученика – это овладение нормами русского литературного языка, в том числе литературного произношения. Программа при систематическом использовании приучит ученика к анализу своей речи с точки зрения ее соответствия литературным нормам: поможет подготовиться, например, к контрольной работе по теме «Орфоэпия». Многоразовое повторение слов типа «щавель», «диспансер», «звонит», «перчить» и др., несомненно, даст хорошие результаты.

На уроках литературы рассматриваются произведения, которые входят в три круга чтения. Думается, что те произведения, которые даются для внеклассного чтения, могут быть прочитаны (полностью или частично) с использованием программы «Govorilka» детьми с ослабленным зрением, с быстрой утомляемостью и др. Востребована «Govorilka» и при подготовке чтения наизусть стихотворения, отрывка из текста.

Программа «Govorilka» – это помощник, позволяющий интенсифицировать работу ученика и учителя.

Литература

  1. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. 2005. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2005. – 800 с.: ил.
  2. Овчинникова И.Г. Подготовка учителей к использованию ИКТ в преподавании русского языка.// Информатика и образование. – 2004. - №12. – с. 35-38
  3. Горбич О.И. Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» - М.: «Первое сентября», 2009. – 80 с.