Цели урока:
- Образовательная — отработка навыка поиска безударных гласных в корне слова, алгоритм использования правил в корнях с чередованием гласных, отработка навыков выделения корня и постановки ударения.
- Воспитательная — выработка навыков взаимодействия и взаимоуважения в группе.
- Развивающая — развития внимания, орфографической зоркости, зрительной, слуховой, моторной памяти.
Ход урока
— Уважаемые, учащиеся. Мы начинаем наш урок. Сегодня поработаем с очень уважаемой и часто обижаемой нами незнанием безударной гласной. Слово гласная означает глас, голос. Гласная в русском языке имеет первый голос. Только с ее помощью слова соединяются в слоги. С ее помощью поют песни. И ей посвящают стихи. Приложение 1
Дыхание свободно в каждой гласной.
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив, будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
(Самуил Маршак)
- Это урок-зачет. Вы поделены на 5 групп. (Работа проведена заранее) У каждого учащегося имеется опрос-лист.
№ группы |
Оценка за теорию |
Оценка за практику |
Итог |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
В каждой группе работает организатор (лидер), который проведет теоретический опрос, проверит письменное задание (на карточке у каждого учащегося) и поставит 2 оценки. После выполнения работы все участники группы (кроме лидера) перейдут для работы в следующую группу. Итак, за 2 урока будут выполнены задания во всех 5 группах.
Отвечают сначала ребята посильнее, а затем послабее.
1 группа.
Теоретический вопрос.
Какое правило надо применить, чтобы проверить безударную гласную в корне слова? (Содержание карточек у всех разное, но примерно такое).
Практическое задание.
Проверьте безударные гласные, вставьте пропущенные буквы:
М…скарад |
|
Д…лина |
|
Д…лекий |
|
Заг…рдиться |
|
Ор…шение |
|
Уг…щение |
|
Л…сничий |
|
Препод…ватель |
2 группа.
Теоретический вопрос.
Можно ли отварить входную дверь? Можно, если не знать правило нужно применить, чтобы написать такие слова:
- Прим...рять платье
- Прим...рять друзей
- Что это за правило?
Практическое задание.
Выполните задание. Соедините слова:
Примерять |
|
Отварить |
|
Старожил |
|
Чистота |
|
Залезать |
|
Разредить |
|
Запивать |
|
Посидеть |
|
Развевать |
|
Увидать |
|
3 группа.
Теоретическое задание.
- Расскажите о правописании гласных в корнях лаг, - лож-, кас-, кос-, бер-, бир-, мер-, мир- и т.д.
Практическое задание.
Диктант «Проверь себя»
Мы предпол…гали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой пор…сли, не было видно никакой другой р…стительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, зар…сшего камышом.Заг…релые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прик…снуться. В лучах солнца озеро бл…стело, как зеркало. Дог…рала вечерняя з…рька, когда мы вернулись домой.
4 группа.
Теоретический вопрос.
- Расскажите о правописании корней с чередованием: гар-, гор-, зар-, зор-.
Практическое задание.
Занесите следующие слова в таблицу:
На правописание безударных гласных влияет:
Ударение |
Суффикс |
Последующий согласный |
|
|
|
Зап…рались, распол…гался, разг…рающееся, з…рево, проб…рался, прол…жил, р…стки, пол…жение, бл…стит, раст…лался, зам…рает.
5 группа.
Теоретическое задание.
Какое правило нужно применить при правописании гласных в корнях раст-, рос-, ращ-?
Практическое задание. (для всех групп)
- Ответьте на вопросы и попробуйте из этих слов составить кроссворд.
- Молодые побеги растений.
- Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет.
- Специалист по выращиванию растений.
- Количество лет от рождения.
- Отдельная область знаний, науки, производства.
- Водяные растения.
- Густо разросшиеся кустарники, деревья.
- Крупный, высокого роста.
- Недавно появившийся из семени стебелек.
- Размеры человека или животного в высоту.
Подведение итогов урока-зачета и выставление итоговой оценки лидеров с комментариями успешности работы членов группы.