Цели: продолжить формировать математическую, языковую, литературоведческую, коммуникативную и культуроведческую компетенции; пробудить у учащихся творческое мышление к нестандартным подходам к решению поставленных задач; развивать устойчивый интерес к русскому языку и математике.
В игре участвуют 3 команды по 5 человек, остальные являются болельщиками.
Вступительное слово учителя.
Современные машины способны на многое, в том числе переводят тексты с иностранных языков, сочиняют стихи, расшифровывают языки исчезнувших народов. Конечно, они это делают не сами, а с помощью программистов и математиков. Это целая наука – математическое языковедение.
Но не только здесь прослеживается связь литературы, языковедения и математики. Известный советский математик А.Я. Хинчин в юности издал 4 книги своих стихов, А. Грибоедов, автор “Горе от ума”, учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико-математическом. Выдающийся русский профессор, женщина-математик С.В. Ковалевская написала и издала книги “Воспоминания о Джордже Элиоте”, “Воспоминания детства”, “Три дня в крестьянском университете в Швеции”, “Нигилистика” и другие.
Сегодня мы с вами тоже попробуем проследить связь между такими учебными предметами как математика и русский язык.
Разминка.
1. Отгадайте загадки:
- Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
- Семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни недели.)
- У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Пальцы на руках.)
- Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка.)
- У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык.)
- Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Месяцы)
2. Приведите примеры фразеологизмов, в которых прослеживается связь с математикой. Команда, которая не сможет назвать фразеологизм, выбывает. Каждой команде присуждается столько баллов, сколько она смогла назвать фразеологизмов. (Искать пятый угол, один-одинешенек, мерить на один аршин, раз-два и обчелся; как две капли воды; опять-двадцать пять; знать как свои пять пальцев; бабушка надвое сказала и др.)
1 тур.
Каждый, должно быть, знает, что с числом семь все связывают нечто необыкновенное. Многие считают это число счастливым. И так считают не только писатели, но и астрологи, математики, историки и так далее...
Вспомните: в таблице Менделеева 7 периодов, в созвездиях Большая и Малая Медведица 7 звезд, из астрологии и алхимии – когда то считалось, что всего существует 7 металлов (золото, серебро, железо, ртуть, олово, медь, свинец) и 7 небесных тел (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн), которые соответствуют 7 дням недели. История помнит о 7 странах Варшавского договора, семилетней войне 1756–1763 гг., что именно 7 курфюрстов избирали императора Священной Римской империи.
Кроме того все слышали о семи чудесах светах, о
семи цветах радуги, семи нотах в музыке.
Пословицы и поговорки здесь тоже не отстают.
Назовите их.
(Варианты ответов:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь
- У семи нянек дитя без глазу
- Семеро одного не ждут
- Один с сошкой – семеро с ложкой
- Суп из семи круп
- Семь бед – один ответ
- Семи смертям не бывать, а одной не миновать
- Лук – от семи недуг
- За семь вёрст киселя хлебать
- Семь вёрст до небес и все лесом
- Семеро по лавкам
- Семь пятниц на неделе
- Семь пядей во лбу
- Для бешеной собаки семь вёрст не крюк
- Не велик городок, да семь воевод
- Седьмая вода на киселе
- Семь потов сошло
- Один пашет, а семеро руками машут
- Семь вёрст – не крюк
- На седьмом небе от счастья)
Да и это, наверное, еще не все. Хотя вот математики долго не лукавили, и просто говорят: 7 – натуральное число между 6 и 8.
Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, символом полноты, счастливым числом. Ведь любой объект имеет три размера: длину, ширину и высоту. Этот факт был известен и древним людям. Кроме того, в народе прочно закрепились представления о мироздании: небе, земле, преисподней (впоследствии о рае, земле и аде). В грамматике люди рассматривали три грамматических лица (я, ты, он), три рода (мужской, женский и средний) и три времени (прошлое, настоящее, будущее). Наблюдая за веществами, древние выяснили, что они могут быть: твёрдыми, жидкими, газообразными. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Число 3 считалось в древности магическим потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=1+2).
Цифра “3” встречается и в волшебных сказках: три сына или дочери было у царя…
Продолжите своими примерами. (Три дороги, три богатыря, три задания, три желания, три года ждать, “за три девять земель”, “в тридесятом царстве”, события повторяются три раза, три раза козленочек перевернулся, чтобы стать Иванушкой и так далее)
2 тур.
Каждый из вас должен не только знать математические термины и понятия, но и уметь их произнести, чтобы вас понимали и другие люди.
Блиц-опрос: каждой команде предлагаются одинаковые задания, все одновременно на них отвечают письменно.
1: Расставьте ударения в словах: асимметрия, центнер, километр, процент.
2: Какой частью речи является слово “тождественный”? Образуйте краткую форму, употребив её в предложении. Приведите пример тождественно равных выражений.
3: Поставьте:
1) во множественное число:
вектор – … (векторы)
2) во множественное число родительного падежа:
гектары – … (гектаров)
миллиграммы – … (миллиграмм)
ярды – … (ярдов)
4: Заполните клеточки буквами так, чтобы получились слова.
5: Соединив буквы ходом шахматного коня, вы получите русскую пословицу, которую следует помнить всем, кто занят учёбой. Первый ход следует сделать с белого поля в левом верхнем углу?
6: В математике можно употреблять и “ноль” и “нуль”, но есть выражения, где правильным будет один вариант. Выберите правильный:
- Матч прошёл со счётом 1:0.
- Ты полный 0 в этом вопросе.
- 0 внимания.
- Свести к 0.
- Остричь под 0.
Тур для болельщиков.
Пока команды думают над своими заданиями, болельщикам предоставляется возможность заработать баллы для своих любимых команд, решив логические задачи-шутки.
- Половина какой буквы даёт название воинской части? (Пол-к.)
- Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (Мягким знаком угол в уголь.)
- Какое женское имя имеет тридцать “я”? (ЗО-я.)
- В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу? (Задача имеет два решения: в букву О можно вписать 7 или 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать.)
- Как измерить пространство двумя нотами? (Ми-ля-ми.)
- В каком глаголе содержится сто отрицаний? (Сто-нет.)
- Сколько стоит книга, если за неё надо заплатить 2 пятиалтынных? Алтын – это сколько? (Алтын=3 копейки. 2·5·3=30 (копеек))
- К каким частям речи относятся слова: три (числительное), трое (числительное), третий (числительное), тройка (существительное), втроём (наречие), в-третьих (наречие), утроить (глагол), тройной (прилагательное)?
- Образуйте форму множественного числа от существительных:
длина (нет таковой),
ширина (широты),
толщина (нет таковой),
высота (высоты).
3 тур.
В математике очень часто и очень много приходится работать с формулами, оказывается, формулы есть и в русском языке.
1: Какую частицу необходимо добавить, чтобы была верна следующая формула:
(?) + разу = 0
(?) + раз = много
2: В русском языке есть отрицательная частица. Какая? (“не”) Вам предлагается формула:
не мог не любить = любит
Найдите аналогичный пример в математике.
Прочитайте предложение.
3: К 2011 году книжный фонд пополнился 7 645 203 книгами.
Прочитайте выражение и найдите его значение.
4: 4 + 0,52·2 (5).
Решая задачу, вы встретили выражение: 0,5 яблока.
5: Как ещё можно сказать об этом яблоке? (? яблока, пол-яблока, половина яблока).
Расставьте знаки препинания в высказываниях великих людей о математике.
6: 1) Математику уже затем учить надобно что
она ум в порядок приводит! (М. Ломоносов)
2) Математика царица всех наук а
арифметика царица математики. (К. Гаусс)
3) Нельзя быть настоящим математиком не
будучи немного поэтом. (К. Вейерштрасс)
4) Через математические знания полученные
в школе лежит широкая дорога к огромным областям
труда и открытий. (А.И. Маркушевич)
5) Если мы действительно знаем что-то, то мы
знаем это благодаря изучению математики. (П.
Гассенди)
6) Вдохновение нужно в поэзии так же, как в
геометрии. (А.С. Пушкин)
Подвести итоги!
Список литературы и источников интернета:
- Математика. 5–11 классы: предметные недели в школе. – Вып. 2 / авт.-сост. С.В. Виноградова, Н.Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Львова С. И. Русский язык (5 – 11 классы): Лингвистические игры. – М.: Эксмо, 2008.
- Смекалка. Выпуск второй. Задачи, развлечения, головоломки, загадки, ребусы, тесты. – Минск. Фирма “Вуал”, 1995.
- Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5–11 классах / авт.-сост. М. А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2008.
- http://fairypot.narod.ru/story/Tolkien.htm
- http://habrahabr.ru/blogs/i_am_clever/5146/