Цель урока: научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения.
Задачи:
– выявление степени понимания учебного материала и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по новому материалу;
– активизирование познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов;
– развитие умения спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений на основе материала урока.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: исследовательская деятельность.
Виды деятельности:
– устная и письменная;
– индивидуальная и коллективная;
– мыслительная деятельность: продуктивная и репродуктивная;
– речевая: учебная и спонтанная.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Рower Point, карточки с разным уровнем сложности..
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание психологического настроя класса для восприятия материала урока (музыкальный слайд 2).
3. Актуализация знаний.
– Как называется раздел науки о языке, над которым мы работаем?
– Что является предметом изучения синтаксиса?
– Чем отличается предложение от словосочетания?
Перед вами сочетания слов (запись на доске)
сентябрьские дни; школьный звонок; дружеские разговоры; серьезно настроиться; наступила осень.
– Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием и почему?
– В данных словосочетаниях укажите главное и зависимое слова, укажите тип подчинительной связи, подберите синонимичные словосочетания иного типа подчинительной связи.
– Что мы называем предложением?
Составьте предложение (оно записывается постепенно по мере выполнения задания).
– Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы (слайд 3) взять определение, выраженное прилагательным в Т.п. (желтые);
– запишите существительные листья в Т.п. (слайд 4) (листьями);
– Из предложения Пушкин очень любил осень (слайд 5) взять дополнение (осень);
– добавьте обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской (слайд 6) (щедро);
– добавьте сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (слайд 7) (выстлала);
Из предложения
Вы куда ведете, дороги? (слайд 8);
– запишите обращение.
Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.
– Сколько грамматических основ в этом предложении?
– Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа?
4. Изучение нового материала.
– Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Сформулируйте задачи нашего урока.
1) А теперь сравним два предложения (запись на доске).
Ночью ветер злится и шумит в окно.
Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
– Сколько грамматических основ в первом предложении?
– Как называется предложение с одной грамматической основой?
– Какие члены предложения соединяет союз и в первом предложении? Составим схему предложения.
– Сколько грамматических основ во втором предложении?
– Чем отличается это предложение от предыдущего?
– Как вы думаете, какое из двух предложений соответствует теме нашего урока?
– Сделайте вывод, какое предложение называется сложным?
Работа над теоретическими сведениями учебника стр.91.
5. Закрепление.
Обратимся к записи на доске
Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежали.
Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Черно – бурою лисицею
Под горой улегся лес.
– Что это мы записали?
– Как вы определили, что это текст?
– Как его можно озаглавить. Сколько предложений в этом тексте? Какие это предложения?
– Сколько простых предложений в каждом сложном?
– Как вы определяли?
– А теперь перед вами задача продолжить предложения (задания на карточках).
Задание для первого уровня.
– Докажите, что оно сложное.
Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
В лучах печально кричали ночные птицы, белая звезда переливалась над рекою.
Листья пожухли и шуршали при ветре.
Задание для второго уровня.
– Среди данных предложений найдите сложное.
Наступила поздняя осень…
Подул холодный ветер…
Закружились в воздухе желтые листья березки…
6. Рефлексия.
– Перед вами изображение осеннего пейзажа. Составьте текст по данному изображению, употребив сложные предложения (слайд 9).