Региональный компонент: «Гидронимы земли Белгородской»
Цели:
- закрепление умения определять частицы, характеризовать их;
- формирование умения написания частиц раздельно-дефисное,
- различать НЕ и НИ;
- привлечь внимание к изучению родного края.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Тема объявляется учителем
– Сформулируйте для себя задачи учебного занятия. Что надо вспомнить? Что узнать?
Учитель объявляет цели занятия.
Запись в тетради темы занятия.
Обратить внимание на запись на доске. Подумаем, дополним, объясним.
ГИДРО – (от
греч. вода) часть сложных слов, например:
гидросфера, гидроплан… Все (таки) и Все (ж) таки? |
Индивидуальная групповая работа
Задание: (мини-лингвистический анализ
текста) прочитайте стихотворение, определите
тему, основную мысль; ключевые слова подчеркните;
укажите тропы; первое четверостишие записать в
качестве эпиграфа на доске.
Указать служебные части речи, частицы выпишите;
осуществите правильный выбор букв. (Буквы
выделены в карточке)
Записать все, что вы можете рассказать о
частице ВСЕ-ТАКИ
Есть еще такие или нету? –
Нам пока разгадка не дана…
Берегите отчую планету –
Все-таки у нас она одна.Может, далека от идеала,
Только без особенных затей
Неба голубое одеяло
Всех нас укрывает, как детей.Все мы – земляки, а не пришельцы,
Всем нам потому и отвечать:
Будем ли когда, как погорельцы,
В чуждые галактики стучать?Только вот дождемся ли ответа –
Пусто во Вселенной, тишина…
Берегите отчую планету –
Все-таки у нас она одна.(А. Казанцев)
2. Разминка
А) Мини-тест.
1. Все слова являются частицами в строке:
а) лишь, кое-кто, а;
б) когда, зато, если;
в) бы, давай, все-таки;
г) оттого, впоследствии, же.
2. Укажите формообразующую частицу:
а) ни море, ни озеро;
б) пришел бы к реке;
в) дай-ка посмотреть гидроплан;
г) не сорите у водоемов.
3. Укажите дефисное написание слова:
а) А народ (то) любит отдыхать у водоемов.
б) Вряд (ли) он заинтересовался этим источником.
в) Я (бы) стал экологом воды.
г) Увижу (ль) я реку Пенку в селе Красном?
4. В предложении пишется НИ:
а) На этот раз никто н… хотел плыть по реке.
б) Я ничего н… слыхал о левом притоке реки Оскол.
в) Кто н… выучил названия рек Белгородской области?
г) Н… одного человека на пляж не пропускали.
Б) Блиц-опрос.
1. Назвать служебные части речи; перечислите,
что их объединяет.
2. Что знаете о написании частиц ЛИ, КА, ТО, ЖЕ,
(Ж), БЫ, -ТАКИ; НЕ и НИ?
3. Ввести в предложение любые частицы,
понаблюдать за изменением оттенков: Главные реки
Белгородской области знаете?
Примерные ответы:
1. Главные ли реки Белгородской области знаете?
2. Главные же реки Белгородской области знаете?
3. Все-таки главные реки Белгородской области
знаете!)
3. Проверка индивидуальной работы
Беседа с классом:
– Как вы понимаете слова эпиграфа?
– Гидронимы земли тоже нужно беречь?
– Что мы можем сделать для источников нашего
села?
Работа в тетрадях: записать эпиграф; записать синонимы к слову ГИДРОНИМЫ…
4. Работа с текстом
Учитель у карты Белгородской области.
– Вспомним энциклопедические данные о Белгородской области.
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Центр – Белгород. Поверхность равнинная. Ведется добыча железной руды. Главные реки: Северский Донец, Ворскла, Оскол.
– Что знаете об этих гидронимах?
– Назовите реки, которые протекают близ нашего
села Пушкарное. (Везелица, Искринка)
– Что вы знаете о модели образований этих
названий.
Мини-сообщения:
- Искринка от слова искра. Искра – мелкая, блестящая, сверкающая частица. Эта речка такая маленькая и по ширине, и по глубине, что каждая капелька воды искрится на солнце.
- Везелица. Пока точно сказать не могу, но в словаре нашел похожие звучания реки и канала в Германии. Везель – Даттельн – Канал, который соединяет два города. Везер – река, которая впадает в Средиземное море.
– Хотите, ребята, узнать о притоке реки Оскол? (Тексты распечатаны)
Валуй – левый приток Оскола. Корень этого гидронима имеет славянское происхождение. В 16 веке царь Борис указал поставить город Вилуйку на поле близ притока реки Вилуйки. В 17 веке многократно упоминается река не Вилуйка, а Волуйка. В начале 20 века стали писать уже Валуйка. Валуем же река стала называться совсем недавно. Здесь ясно видится отглагольное существительное, образованное от глагола «вилять». Есть от него прилагательное «вилявый», то есть извилистый (см. у Даля). Если у вас будет возможность, обратите-ка внимание на эту реку, проходя по ее берегу, она действительно такая – виляет по пойме из стороны в сторону, образуя крутые петли.
– К какому стилю речи относится текст? (Научный
с элем. публицистического)
– Какой тип речи? (Повествование с элем.
описания)
5. Трансформация текста
– Создайте свой текст, не забывайте о частицах, отвечая на вопрос: Почему река Валуй так называется?
Примерный текст. Название же река Валуй получила такое потому, что извивается из стороны-то в сторону, образуя крутые петли. В словаре В. Даля есть прилагательное «вилявый», то есть извилистый, которое образовано от глагола «вилять». От данного глагола и образовано существительное «валуй». Все-таки изменение названия с 16 по 20 вв.можно проследить: Вилуйки – Волуйка – Валуйка – Валуй.
Задание: выпишите из исходного текста частицы, укажите их разряд, объясните, если надо, их правописание.
6. Обобщение материала. Составление синквейна.
Занятие.
Интересное.
Занимательное.
Повторил.
Закрепил.
Узнал.
Летопись Белогорья.
- Хочу больше узнать о гидронимах Белгородской области.
- Интересные сведения печатают в газете «Наша газета» о прошлом нашего края.
- Теперь знаю, почему река Валуй так называется.