Цели:
- Обобщить знания о глаголе;
Повторить морфологические признаки глагола; - Развивать навыки самоконтроля; внимания, аккуратности;
- Развивать устную речь, коммуникативные навыки.
Оборудование: карточки с заданиями; правила работы в группе; листы самоконтроля; клише с предложениями, карточки с тестом, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
В листах самоконтроля отметьте свое настроение .
2. Объявление темы урока. (См. Приложение.)
А сейчас послушайте загадку. Отгадка и будет темой нашего урока .
Он всегда в работе
В напряжении и заботе
Пишет, моет, убирает,
Шьет, рисует и читает
Варит, жарит, мастерит
Режет, пилит, говорит
Так его легко узнать
Надо лишь вопрос задать
На вопрос “Что делать?” есть
У него в ответах весть
Даже если отдыхает,
Дело он выполняет. (Глагол.)
– О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)
– Прочитайте девиз нашего урока:
– А все ли мы знаем о глаголе?
– Давайте проверим! У вас на партах лежат карточки, в которых записаны вопросы.
– Работать будете в группах. Не забудьте о правилах работы в группе. Затем
оцените свою работу в листах самоконтроля. Даю вам 3 минуты на эту работу.
– Как изменяется глагол?
Перечислите морфологические признаки глагола.
– Какие трудности у вас были?
3. Создание проблемной ситуации.
– Так все ли мы знаем о глаголе?
Тогда, какую задачу вы поставите на уроке? (узнать новое о глаголе)
– Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
– Послушайте, какой разговор между 2-мя мальчиками-спортсменами состоялся:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….–
замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать? Подумайте и обсудите в группах.
Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.
Рубрика “Это интересно”.
Глагол “победить” в 1-м лице не употребляется. Действительно, в рус. языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать : одержать победу, чищу пылесосом или буду пылесосить.) – только простое будущее время!
– Составьте предложение устно с этим словом.
Например: Я должен победить….
Давайте будем работать на уроке так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.
– Так, все ли мы знаем о глаголе? (Не совсем.)
4. Словарно-орфографическая работа (группировка).
– А сейчас прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.
– Проверьте себя!
Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, готовит, засверкаем, пожелаем, синеет.
– Запишите в тетрадь эти слова, выделяя орфограммы.
– Какое ещё задание можно выполнить с этими глаголами? (Группировку.)
– По самостоятельно выбранным признакам разделите их на 2 группы.
По какому основанию (признаку) вы разделили эти слова?
1. По спряжению.
2. По временам.
3. По составу.
4. По орфограмме в корне.
5. По лицам.
Каждая группа отвечает устно, а затем в тетрадь запишите.
Итак, 1-я группа запишет – по спряжению;
2-я группа – по лицам;
3-я группа – по орфограмме;
Назовите слова, с непроверяемой гласной в корне. (Сверкать, желать, готовит, рисует.)
– Хорошо, оцените работу в листах самоконтроля.
5. Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните.
6. Работа с предложениями.
– Послушайте загадку, доскажите слово. (Апрель.)
– Как вы думаете, как раньше называли месяц “Апрель” ?
(Да, “Апрель – березень ”. А почему так?)
– В апреле березы наполняются березовым соком. С 11 апреля “слушали березу” ,
собирали березовый сок и отпаивали им больных – очищали кровь.
– Прочитайте предложения, спишите их тетрадь. Глаголы поставьте в будущее время.
Проверь себя!
Распустится светолюбивая береза. Покажутся зеленые листочки и жёлтые серёжки.
– Синтаксический разбор 2 предложения (по членам предложения и частям речи).
(Оно простое, повествовательное, невосклицательное, с однородными членами.)
7. Творческая работа.
– Говорят, что весна это утро года! Почему так говорят? (Пробуждается природа весной.)
Весна – это такое время года, которое вдохновляет на работу.
Художники пишут картины.
Поэты пишут стихи.
Композиторы сочиняют музыку.
Мы с вами тоже будем творить.
Прочитайте текст : “Пробуждение природы”.
После этого выберите глагол, подходящий по смыслу! Найдите слова синонимы.
Прочитайте получившийся у вас текст.
А на мой взгляд лучше так:
– Какой прекрасный весенний день у вас получился!
– Молодцы!
8. Тест по уроку “Проверь себя”.
– Подходит к концу наш урок, сейчас вы проверите свои знания .
В карточках выбираете правильный ответ.
Буква правильного ответа выписываете справа.
– Что у вас получилось? (Победа.)
9. Рефлексия.
– Правильно, победа!
– Почему именно это слово у нас получилось? (Скоро 9 мая – праздник Победы!)
– Сколько дней осталось до празднования?
Мы с вами тоже одержали победу, т.к. на уроке мы открыли что – то новое.
– О какой части речи говорили на уроке?
– Что ещё нового узнали о глаголе? Что повторили?
– Как изменяется глагол?
– Да, мы с вами разгадали некоторые тайны русского языка, а значит? Стали умнее,
счастливее! Закончим урок словами:
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
Дома вам творческое задание: по выбору.
Составить пожелания с праздником своим близким, используя глаголы.
Составить текст о весне.
– Оцените в листах свое настроение в конце урока?
– Посмотрите, какую оценку получили?
– Спасибо за урок!