Неопределенная форма глагола. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. Образовательная - систематизация сведений о правописании глаголов и его форм.
  2. Развивающая - формирование культуры устного ответа, развитие связной речи и языкового чутья учащихся.
  3. Воспитательная - формирование культуры взаимоотношения учащихся в процессе работы в творческих группах, привитие бережного отношения к произведениям народного творчества.

Форма урока - заседание "Клуба знатоков русского языка" - работа в творческих группах, заранее сформированных .

Ход урока

  1. Организационный момент, приветствие, сообщение темы и целей урока.
  2. Опорное повторение. Проводится следующим образом: повторяются правила и способы действия по их применению; на доске вычерчиваются схемы или таблицы обобщающего характера, в тетради записываются примеры.
    Правила: -ТСЯ -ТЬСЯ в глаголах, Ь после шипящих на конце глаголов в н. ф.
  3. Закрепление знаний. Учащиеся работают в творческих группах - "шестерках знатоков", выполняя свое собственное задание, затем один ученик из группы "озвучивает" совместно принятое решение, объясняет выбор, отвечает на дополнительные вопросы учителя и соперников. Каждый ответ оценивается 5 баллами, побеждает команда, набравшая наибольшее их количество.
  4. Подведение итогов урока, выставление оценок за участие в обсуждении (выставляют капитаны команд.

Приложение (задания командам).

Команде 1.

№ 1. Определите, где выделенные слова являются глаголами, а где - существительными. Найдите пословицу, близкую по смыслу русской : «У семи нянек дитя без глазу».

  1. Решили лисы кролика (за) печь,
    А кролик из духовки - прыг (за) печь.
  2. Хитро сколотил ведро: клепки под лавку, а обруч в печь - не будет течь. (русская)
  3. У двух конопатчиков лодка всегда дает течь.(китайская)
  4. Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.(русская)

В чем тут дело? Как отличить глагол и существительное?

№ 2.

  1. Почему нельзя точно сказать, какая буква -З или -С пропущена в выделенном слове? Обоснуйте свой ответ: Ребенка придется ве...ти в поликлиннику.
  2. Миша сказал:
    - Надевай пальто - пойдем на коньках кататься!
    Сережа сказал:
    - Одевай пальто - пойдем на коньках кататься!
    Кто сказал правильно? Почему?

Команде 2.

№ 1. Вместо точек вставьте в пословицы выделенные глаголы в начальной форме. Назовите пословицы, говорящие о бесполезном занятии:

  1. Высекает мудрость человечья поговорки - искры красноречья (калмыцкая).
  2. Чем огонь просить, лучше его самому ... (японская).
  3. Сгорел в пламени, которое сам разжег (персидск.).
  4. Обгорелые дрова легко ... (японск.).
  5. Ты что делаешь? - Ничего. - А ты? - Да я ему помогаю (русск.).
  6. Опоздавший ... до еды охоч (туркменск.).

Как вы написали глаголы в н.ф.? Какие пословицы о безделье еще можете вспомнить ?

№ 2. От имен существительных образуйте глаголы в н.ф. с частицей - СЯ: пояс, правда, свет, земля, луна, свобода. Запишите 2 предложения с образованными словами. Какое правило и как работает в этом случае ?

Команде 3

№ 1.. Прочитайте пословицы и поговорки. Назовите форму выделенных глаголов:

  1. Воду толочь - вода и будет (русск.).
  2. Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море (малазийская).
  3. Пытается из песка масло извлечь (синегальская).
  4. Люблю гре(тся, ться), да боюсь обжечься (русск.).
  5. Из одной хворостины трудно разжечь огонь (китайск.).

Образуйте от выделенных глаголов 1 и 2 лицо ед.ч. и 2 и 3 лицо мн. ч. Какой процесс происходит в корне слова?

№ 2. Найдите и подчеркните в данных предложениях грамматическую основу. Укажите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое. Расставьте недостающие знаки препинания:

  1. Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
  2. Читать значит применять в жизни прочитанное.
  3. Задача книги облегчить познание жизни.