Цели урока:
- Образовательная - систематизация сведений о правописании глаголов и его форм.
- Развивающая - формирование культуры устного ответа, развитие связной речи и языкового чутья учащихся.
- Воспитательная - формирование культуры взаимоотношения учащихся в процессе работы в творческих группах, привитие бережного отношения к произведениям народного творчества.
Форма урока - заседание "Клуба знатоков русского языка" - работа в творческих группах, заранее сформированных .
Ход урока
- Организационный момент, приветствие, сообщение темы и целей урока.
- Опорное повторение. Проводится следующим образом: повторяются правила и способы действия по их применению; на доске вычерчиваются схемы или таблицы обобщающего характера, в тетради записываются примеры.
Правила: -ТСЯ -ТЬСЯ в глаголах, Ь после шипящих на конце глаголов в н. ф. - Закрепление знаний. Учащиеся работают в творческих группах - "шестерках знатоков", выполняя свое собственное задание, затем один ученик из группы "озвучивает" совместно принятое решение, объясняет выбор, отвечает на дополнительные вопросы учителя и соперников. Каждый ответ оценивается 5 баллами, побеждает команда, набравшая наибольшее их количество.
- Подведение итогов урока, выставление оценок за участие в обсуждении (выставляют капитаны команд.
Приложение (задания командам).
Команде 1.
№ 1. Определите, где выделенные слова являются глаголами, а где - существительными. Найдите пословицу, близкую по смыслу русской : «У семи нянек дитя без глазу».
- Решили лисы кролика (за) печь,
А кролик из духовки - прыг (за) печь. - Хитро сколотил ведро: клепки под лавку, а обруч в печь - не будет течь. (русская)
- У двух конопатчиков лодка всегда дает течь.(китайская)
- Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.(русская)
В чем тут дело? Как отличить глагол и существительное?
№ 2.
- Почему нельзя точно сказать, какая буква -З или -С пропущена в выделенном слове? Обоснуйте свой ответ: Ребенка придется ве...ти в поликлиннику.
- Миша сказал:
- Надевай пальто - пойдем на коньках кататься!
Сережа сказал:
- Одевай пальто - пойдем на коньках кататься!
Кто сказал правильно? Почему?
Команде 2.
№ 1. Вместо точек вставьте в пословицы выделенные глаголы в начальной форме. Назовите пословицы, говорящие о бесполезном занятии:
- Высекает мудрость человечья поговорки - искры красноречья (калмыцкая).
- Чем огонь просить, лучше его самому ... (японская).
- Сгорел в пламени, которое сам разжег (персидск.).
- Обгорелые дрова легко ... (японск.).
- Ты что делаешь? - Ничего. - А ты? - Да я ему помогаю (русск.).
- Опоздавший ... до еды охоч (туркменск.).
Как вы написали глаголы в н.ф.? Какие пословицы о безделье еще можете вспомнить ?
№ 2. От имен существительных образуйте глаголы в н.ф. с частицей - СЯ: пояс, правда, свет, земля, луна, свобода. Запишите 2 предложения с образованными словами. Какое правило и как работает в этом случае ?
Команде 3
№ 1.. Прочитайте пословицы и поговорки. Назовите форму выделенных глаголов:
- Воду толочь - вода и будет (русск.).
- Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море (малазийская).
- Пытается из песка масло извлечь (синегальская).
- Люблю гре(тся, ться), да боюсь обжечься (русск.).
- Из одной хворостины трудно разжечь огонь (китайск.).
Образуйте от выделенных глаголов 1 и 2 лицо ед.ч. и 2 и 3 лицо мн. ч. Какой процесс происходит в корне слова?
№ 2. Найдите и подчеркните в данных предложениях грамматическую основу. Укажите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое. Расставьте недостающие знаки препинания:
- Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
- Читать значит применять в жизни прочитанное.
- Задача книги облегчить познание жизни.