Урок повторения в форме игры-сказки по теме "Лексика"

Разделы: Русский язык


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

- Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по стране Лексика, во время которого мы познакомились и с синонимами, и с антонимами, и с многозначными словами. (Учитель обращает внимание на газету, сделанную ребятами, «Путешествие по Лексике»). А на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали во время этого путешествия. Для этого мы с вами отправимся в сказку.

III. На экране (1 слайд, приложение) сказочный теремок:

В чистом поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Ответ на этот вопрос можно найти, угадав загадку: Не мед, а ко всему липнут. (Слова)

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
  2. Для чего служат слова?

IV. Работа с текстом. (Слайд 2, приложение)

Это задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.

Задание к тексту:

  1. Объясните выделенные орфограммы и пунктограммы.
  2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий. Определите лексическое значение слова «почта» и «почтальон» (на каждой парте лежат толковые словари). С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? Ба, да это всем известный знакомый почтальон Печкин! (Слайд 3, приложение) Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

Выяснив значение слова «корреспонденция», класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по назначению. Что это за слова? (Синонимы). (Слайд 4, приложение)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый. (Слайд 5, приложение)

Задание №1. Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).

- Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». (Слайд 6, приложение)

Задание №2. Отредактируйте текст, используя синонимы. (Слайд 7, приложение)

Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз. Блестят железные крыши домов, блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. (При проверке задания используется интерактивная доска)

Учитель:

Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один добрый, другой злой, один толстый, другой тонкий? (Антонимы) (Слайд 8, приложение)

Вскрыли конверт братья и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло. (Слайд 9, приложение)

Задание №3. Помогите братьям прочитать письмо.

Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…» (Слайд 10, приложение)

Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет вам угадать, кто там живёт.

Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в середине.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я. Козловский)

Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир». (Слайд 11, приложение)

Задание №4. Пользуясь словарём, определите значение слова «мир». Составьте предложения с этими омонимами.

- Давайте заглянем в журнал. Там много интересного.

Учитель читает отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Задание. Найдите омонимы.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю!- сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

- Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян- ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.

- Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали. (Слайд 12, приложение)

Задание №5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.)

Учитель. А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова). Там идёт заседание Общества любителей образного слова. (Слайд 13, приложение) Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).

Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении). Для них Печкин принёс бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его. (Слайд 14, приложение)

Задание №6. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А. Громов)

Полз состав. Он устал –
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
(В. Левин)

Задание №7. (Слайд 15, приложение) Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.

Учитель. Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма жители теремка, пишите и вы жильцам теремка.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла зимушка-зима». Лексическое задание: использовать слова в переносном смысле, синонимы, антонимы. (Слайд 16, приложение)

V. Подведение итогов урока.

Список литературы.

  1. Косолапкова А.А. Урок-игра по теме «Лексика». «Русский язык в школе» №2 1993.
  2. Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой:Материалы для внеклассной работы по русскому языку:Пособие для учителя.— 2-е изд., испр. и доп.— М.; Просвещение, 1988.