Русский язык
-
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание парных согласных на конце слов. Согласные звуки [г], [к]" 2012
Урок русского языка во 2-м классе по системе Л.В. Занкова, во время которого ученики сравнивают произношение и написание слов, учатся подбирать проверочные слова. Учащиеся отрабатывают навыки самостоятельной и групповой работы, развивают познавательные способности: речь, память, восприятие.
-
Урок русского языка "Правописание НЕ с причастиями" 2012
Задачи урока: создать условия для эффективного учебного процесса: познакомить с условиями выбора орфограммы и формировать умение грамотно делать выбор и аргументировать его. Развивать самостоятельность, интеллектуальные способности и коммуникативные умения, психические процессы, важные при интеллектуальном труде. Воспитывать внимательное отношение к членам семьи, поступкам своим и окружающих.
-
Урок обучения грамоте по теме: "Буквы Ё ё, обозначающие два звука [й; о]; урок математики по теме: "Числа от 1 до 5. Получение, сравнение, запись, состав". 1-й класс 2012
В статье представлено два урока в начальной школе. Они построены на основе здоровьесберегающих технологий. Цель урока обучения грамоте ˗ знакомство с особенностью буквы Ё, воспитательное значение, развитие эмоциональной сферы младших школьников. Урок математики закрепляет знания состава числа 5. Он направлен на формирование у детей позиции признания ценности здоровья, расширение знаний и навыков здорового питания.
-
Статья "Проблемное обучение на уроках русского языка" 2012
В статье рассматривается проблемное обучение, которое направлено на поиск учащимися новых знаний и способов их получения. Мышление и познавательные способности учащихся развиваются успешно, если ученики самостоятельно осмысливают задачу, сами вычленяют условия и решения, учатся видеть в языковом материале закономерности, формулировать выводы. Такое обучение помогает детям творчески мыслить, писать оригинальные тексты.
-
Обособленные члены предложения. Вводный урок для 8-го класса 2012
Цели урока: познакомить с понятием «обособления» в русском языке; дать представление о видах обособленных членов предложения и способах их выделения; повторить ранее изученные орфограммы и пунктограммы.
-
Наклонение глагола 2012
Урок в 6-м классе проводился в форме путешествия. Лингвистическая сказка предваряет ознакомление с новым теоретическим материалом. Перед детьми поставлена учебно-поисковая задача, во время объяснения учащиеся были не пассивными слушателями, а готовыми к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы, выполнять задания. Игровой формой объясняется яркое оформление урока.
-
Обобщающий урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране Лексика" 2012
Цели урока: обобщить и закрепить понятие лексикологии как разделе науки о языке, понятия лексического и грамматического значений слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологические обороты, их роль в речи.
-
Урок русского языка. 6-й класс. Тема:"Правописание НЕ с существительными" 2012
Цели урока: уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания; подбирать синонимы с НЕ к словам; анализировать смысл предложения на противопоставление.
-
Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме "Односоставные предложения" 2012
Учащиеся знакомятся с группами односоставных предложений, определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена; сравнивают двусоставные предложения и синонимичные им односоставные предложения; сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.
-
Написание НЕ с глаголами 2012
Помогая великому Всезнамусу, ученики отправились в морское путешествие на остров Морфология, преодолевая трудности различного уровня: от простого к сложному. Все задания направлены на освоение изучаемой орфограммы. Кроме того, в начале урока дети заполнили билеты на корабль, что позволило выявить пробелы в их знаниях по теме «Глагол». В конце урока эти пробелы должны восполниться.
-
Урок русского языка. Лабораторная работа "Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях" 2012
Учащиеся повторяют правило написания Н-НН в прилагательных и причастиях. Совершенствуются навыки употребления причастий, логическое мышление, сопоставление и умозаключение. Ученики учатся отличать причастия от прилагательных.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе. Тема: "Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи" 2012
Представлен интегрированный урок русского языка и литературы, разработанный на материале романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Основные этапы духовных исканий князя Андрея Болконского учащиеся анализируют посредством роли частиц в тексте романа.
-
Конспект урока "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных 3-го склонения". 4-й класс, русский язык 2012
Цель урока – сформировать представление о правописании мягкого знака после шипящих в женском роде 3-го склонения.
-
Блочно-модульный урок с элементами интеграции в обучении русскому языку в 7-м классе. Повторение изученного по теме "Причастие" 2012
Урок русского языка в 7-м классе закрепляет материал по теме «Причастие» (по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского). Учащиеся определяют значение причастий в художественном тексте.
-
Лингвистический анализ отрывка из повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Элективное занятие в 10-м классе 2012
Элективный курс «Лингвостилистический анализ текста» рассчитан на 34 часа. Представляет собой путь к синтезу художественного произведения и «ключ» к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. На занятии анализируется отрывок из художественного произведения на всех языковых уровнях. Языковые единицы разъясняют содержательную и символическую части текста.
-
"Певец возвышенный, но юный" 2012
Цель урока – восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с его пребыванием в Середниково.
-
Урок русского языка по теме "Этикет в письмах". 10-й класс 2012
Данный урок затрагивает этикет писем, несмотря на то, что время, когда «бумажные» письма пользовались популярностью, прошло. Зачастую многие ученики не знают, как начать письмо, или вообще не имеют представления о том, как оно пишется. На уроке учащиеся повторяют правила этикета эпистолярного жанра, сравнивая обычные и электронные деловые письма, анализируют эпизод художественного фильма по теме. В целом урок должен способствовать возрождению эпистолярного жанра.
-
Урок русского языка. 5-й класс. Тема: "Синтаксический разбор сложного предложения" 2012
Урок русского языка в 5-м классе знакомит с порядком синтаксического разбора сложного предложения, систематизирует знания по теме «Простое и сложное предложение». Для раскрытия нового материала используется проблемно-поисковый метод, усвоение знаний, умения и навыки нарабатываются в частично-поисковой, исследовательской деятельности. Используются элементы игры. Интегрированный урок связан с литературой.
-
Наклонения глагола. 6-й класс 2012
Урок русского языка в 6-м классе, на котором учащиеся знакомятся с изъявительным, условным и повелительным наклонениями; отрабатывают умения различать наклонения глагола, что служит предупреждением ошибок в употреблении наклонений глагола в речи. На уроке учащиеся упражняются в конструировании предложений с использованием различных форм глагола.
-
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 5–6-е классы 2012
На уроке с презентацией в 5-м классе дети размышляют о семье, своей родословной, значении родительского дома в жизни каждого Определяются основные законы семьи – верность, любовь, воспитание детей, которые служат самыми прочными основами человеческого блага. В ходе урока учитель использует пословицы и поговорки о семье, осетинскую сказку «Общее счастье». Материал может быть использован на классных часах и уроках литературы.
-
Работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к ГИА 2012
В статье даны рекомендации, которые будут полезны учителям, работающим в 9-х классах. Автор говорит об этапах подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА, комплексном анализе текста, работе над сжатым изложением, сочинением-рассуждением, методах, формирующих языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции.
-
Прямая речь. Диалог. 5-й класс 2012
Урок способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, решению проблемных вопросов, совершенствует синтаксическую и речевую грамотность, формирует языковую и речевую компетенции учащихся. Закрепляются знания об особенностях строения предложений с прямой речью – слова автора и прямая речь.
-
Интергированный урок: окружающий мир + русский язык (развитие речи) по теме: "Природные зоны России" 2012
Учащиеся повторяют и закрепляют знания о природных зонах; отрабатывают навыки работы с картой и дополнительной литературой.
-
Урок-исследование на тему "Страницы из жизни М.Ю. Лермонтова и его стихотворение "Парус"" 2012
Урок-исследование изучает творчество М.Ю. Лермонтова, знакомит с некоторыми страницами биографии поэта. Учащиеся закрепляют умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его, вырабатывают умение обобщать материал с использованием таблицы. Урок воспитывает интерес к классическому наследию русской литературы, эстетический вкус.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Понятие о причастном обороте" 2012
Урок изучения нового материала в 7-м классе, на котором дается понятие причастного оборота. Учащиеся учатся устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, обозначать границы причастного оборота в предложении. Особенность урока – опора на краеведческий материал и патриотическая направленность: для анализа взят текст о герое-земляке. На уроке использованы разные виды работы: разбор текста, работа по карточкам, творческое задание.
-
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Шипящие согласные звуки. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн" 2012
Урок русского языка во 2-м классе по авторской программе А.В. Поляковой (система Л.В. Занкова). Дети разбиты на одинаковые по уровню развития группы. Тема урока и ход проведения традиционны для начального обучения, но учитель подводит учащихся к самостоятельному открытию нового материала. Если ученик не справляется с заданием, может воспользоваться подсказками. Учитель постоянно держит на контроле выполнение заданий и готов прийти на помощь.
-
Сценарий игры для учащихся 2–4-х классов "Лингвистический турнир" 2012
Внеклассная работа – ключ, который позволяет ненавязчиво, с ювелирной осторожностью повернуть детей лицом к родному языку, возбудить интерес и желание изучать его. Совместить задачи развития коммуникативной и языковой компетенции учеников позволяет такая форма внеклассной деятельности, как неделя русского языка и литературы. Приведен сценарий лингвистической игры для учеников начальной школы.
-
Урок в 11-м классе "Здоровье + ЕГЭ" 2012
Интегрированный урок с использованием ИКТ готовит к сдаче ЕГЭ. На уроке применяется групповая и проектно-исследовательская технологии. Сочетание коллективной, индивидуальной и групповой деятельности позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества, эффективно использовать на уроке приемы, методы, технологии.
-
Урок-путешествие с использованием лингвистической сказки в 6-м классе по теме "Причастный оборот" 2012
Урок-путешествие с использованием лингвистической сказки знакомит учащихся с понятием «причастный оборот» и его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который», вырабатывает умение видеть опознавательные признаки причастного оборота, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом; повторяет правописание непроверяемых гласных, приобщает учащихся к мировой культуре.
-
Система работы по русскому языку при подготовке к ЕГЭ 2012
Цель доклада: описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к ЕГЭ.