Цели урока:
I. Образовательные:
- Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
- Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.
- Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
- Употребление деепричастных оборотов в речи.
- Активизация словаря учащихся.
- Повторение фразеологизмов.
- Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.
II. Воспитательные:
- Воспитание любви к русскому языку литературе.
- Формирование навыков контроля и самоконтроля.
- Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III. Развивающие:
- Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
- Развитие умения аргументировать, доказывать.
- Расширение кругозора, познавательного интереса.
- Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.
Оборудование урока:
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
- Таблица «Образование деепричастий».
- Материал для самостоятельной работы (кроссворд).
Структура урока:
- Организационный этап. (1 мин.)
- Этап проверки домашнего задания. (4 мин.)
- Повторение и закрепление материала:
- Игра «Кто быстрее?» (4 мин.)
- Таблица «Образование деепричастий». (4 мин.)
- Одинаковы ли деепричастия? (2 мин.)
- Аукцион фразеологических оборотов. (2 мин.)
- Синтаксический разбор, морфологический разбор деепричастий. (4 мин.)
- Объявления (исправления речевых ошибок в предложениях). (3 мин.).
- Отличие деепричастий от наречий. (3 мин.)
- Выполнение упражнения №141. (5 мин.)
- Самостоятельная работа (решение кроссворда). (2 мин.)
- Подведение итогов урока, домашнее задание. (3 мин.)
Ход урока
I. Организационный этап. (1 мин.)
На доске написан эпиграф: «Язык непременно живёт, движется, развиваясь и совершенствуясь». В.Г. Белинский.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Какие особые формы глагола вы знаете? (Деепричастие и причастие). Сегодня на уроке мы будем повторять сведения о деепричастии и деепричастном обороте. Записываем в тетради сегодняшнее число, тему. Повторить тему нам поможет шпаргалка. Посмотрите, как пишется это слово : шпаргалка. Россия - одна из многих цивилизованных стран, где еще пользуются подсказками на уроках. Шпаргалка означает лохмотья, пеленка. В польском языке называли так негодный клочок бумаги. У нас на доске - большая шпаргалка, которой мы и воспользуемся сегодня на уроке.
На доске: Шпаргалка: (по мере повторения пункты шпаргалки обводятся в кружок).
- Понятие о деепричастии.
- Понятие о деепричастном обороте.
- Знаки препинания при деепричастном обороте.
- Не с деепричастиями.
- Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
- Морфологический разбор деепричастий.
- Синтаксическая роль деепричастий в речи.
II. Этап проверки домашнего задания. (4 мин.)
На перемене один из учеников выполняет домашнее задание на доске.
– Начнём мы повторение с проверки домашнего задания. Вам необходимо было заполнить «слепую» таблицу.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | ||||
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | |||
глагол | Член предложения | Обособляется | ||
1. | Не изменяется | |||
2. | ||||
3. | сов. | |||
несов. |
Готовая таблица:
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | ||||
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | |||
глагола | наречие | Член предложения | Обособляется | |
1. Возвратность | Не изменяется | обстоятельство | на письме выделяется запятыми с двух сторон | |
2. Переходность | ||||
3. Вид | сов. | |||
несов. |
- Дайте определение деепричастия (особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?).
- Вспомните, когда в русском языке появился термин «деепричастие». (В XVII веке. Это слово введено М. Смотрицким, образовано путем соединения частицы дее (от дяти – делать) со словом «причастие». Таким образом, деепричастие «причастно» к действию.)
- Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида? (Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие и отвечают на вопрос что делая? Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос что сделав?)
III. Повторение и закрепление материала:
1. Игра «Кто быстрее?» (4 мин.)
– Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант - деепричастия несовершенного вида; 2 вариант – деепричастия совершенного вида. Выделите суффиксы и основы глаголов, от которых образуются деепричастия. Объясните правописание слов и постановку ударения в последнем слове. Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его. В каких ещё деепричастиях следует запомнить постановку ударения? (Ржавея, черпая).
глагол несов.вида | дееприч. несов.вида | глагол сов.вида | дееприч. сов.вида | |
распол..гают | распол..гая | распол..жить | распол..жив | |
зам..рают | зам..рая | зам..реть | зам..рев | |
к..саются | к..саясь | к..снуться | к..снувшись | |
балУются | балУясь | баловАться | баловАвшись |
2. Таблица «Образование деепричастий». (3 мин.)
– Объясните, каким правилом вы руководствовались при выполнении предыдущего задания. При помощи чего можно образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида? (При помощи суффиксов).
– Используя таблицу, расскажите, как образуются деепричастия совершенного вида (от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов –в, -вши ,-ши) и деепричастий несовершенного вида (от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путём прибавления суффиксов –а, -я).
образование | примеры | |
деепричастия несовершенного вида | основа глагола наст. вр. + суффиксы –а (-я), -в, -учи (-ючи) | ёжась греясь |
деепричастия совершенного вида | основа инфинитива или в форме прошедшего времени + суффиксы -в, -вши, -ши, -а, -я | посинев взявшись |
– Вплоть до восемнадцатого века в русском языке деепричастия образовывались с помощью суффиксов - учи, -ючи. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, но связь времен в языке не утрачивается. Сохранились формы слов, которые хранят в себе память времен. Приведите пример такого слова. (Быть - будучи).
– Часто бывает, что к одному глаголу могут относиться два, а то и более деепричастий, которые создают живописную картину действий. Найдите в стихотворении Э.Асадова деепричастия и заполните таблицу примерами. Спишите, объясните расстановку знаков препинания в данном предложении.
Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
(Э. Асадов)
3. Одинаковы ли деепричастия? (2 мин.)
– У Л. Козыря есть четверостишие:
Холмы, вырастая и в сумерках тая
и думу какую-то в складках тая,
о том и молчат, что совсем не простая,
совсем не простая планета моя.
От каких глаголов образованы выделенные деепричастия? (В сумерках тая (таять) и думу какую-то в складках тая? (таить)).
4. Аукцион фразеологических оборотов. (4 мин.)
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
(В. Викторов)
– Посмотрите на иллюстрацию. Художник допустил ошибку. Какую? ( Он буквально понял словосочетания спустя рукава и засучив рукава).
– Как называются эти устойчивые выражения? (Фразеологизмы). Объясните значения фразеологизмов, заменив их близкими по смыслу словами. Так говорят о работе, выполняемой небрежно, кое-как. Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.
– Составьте и запишите с этими фразеологизмами предложения. Почему вы не обособили деепричастный оборот? (Фразеологизмы не обособляются). Вспомните еще фразеологические обороты, где употребляются деепричастия. (Положа руку на сердце, работать не покладая рук, слушать затаив дыхание, бежать высунув язык, смотреть вьпучив глаза, ходитъ задрав нос, сидеть сложа руки, нестись сломя голову, скрепя сердце). Есть еще фразеологизм несолоно хлебавши. Когда-то на Руси соль была очень ценным продуктом, ее надо было возить издалека. Соль облагалась высоким налогом. Поэтому пищу в старину готовили без соли. Хозяин сам солил еду. Кого он любил, тому и соли больше сыпал. Порой, стараясь удружить, хозяин пересаливал пищу. Вот откуда пошло выражение пересолить. Незнатных гостей сажали подальше от хозяина. И случалось, что им не доставалось соли. Вот почему и сегодня говорят несолоно хлебавши, о неудаче, плохом приеме.
5. Синтаксический разбор, морфологический разбор. (4 мин.)
– Прочитав высказывание персидского и таджикского поэта Фирдоуси, объясните смысл этого предложения, правописание слов, расставьте знаки препинания.
У доски один из учеников выполняет синтаксический разбор, остальные - в тетради. Другой ученик делает морфологический разбор, который потом проверяет класс.
(Не) ук..лившись ш..пами розы (не) с..рвешь. | ||
1. Простое. | 4. Односост. | 7. Схема. |
2. Повеств. | 5. Pacnp. | |
3. Невоскл. | 6. Осл. дееприч. оборотом. |
Не уколовшись – деепричастие.
- Не сорвёшь (как?) не уколовшись.
- Морф. призн.: неизм., сов. вид.
- Не сорвёшь (как?) не уколовшись.
6. Объявления. (3 мин.)
– При изучении деепричастий следует остановиться на одной из очень распространенных ошибок - на неправильном употреблении деепричастных оборотов в устной и письменной речи.
– Какие объявления не содержат речевых ошибок?
- «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
- «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
- «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
- «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
– При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное, и добавочное действие.
7. Отличие деепричастий от наречий. (3 мин.)
– В предложении Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов) найдите деепричастие, расставьте знаки препинания.
– Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).
Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала).
8. Выполнение упражнения №141.
Осложнение задания: продолжить предложения не одним, а несколькими однородными деепричастными оборотами. Подчеркните их.
- Сережа присел. Сережа присел, вытянув руки вперед и выпрямив спину.
- Сережа стоит. Сережа стоит, положив руки на пояс и расставив ноги на ширине плеч.
- Сережа нагнулся. Сережа нагнулся, опустив руки и повернув голову влево.
- Сережа лег. Сережа лег, подняв гантели вверх и вытянув мысочки.
9. Самостоятельная работа (4 мин.).
Решение кроссворда “Деепричастие”.
Задание. Выбрать из трёх предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.
По горизонтали:
3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.
По вертикали:
1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.
Ответы.
IV. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.)
– Согласны ли вы с мнением Виктора Владимировича Виноградова, называвшего деепричастие наречно-глагольной категорией? (Деепричастие имеет признаки наречия (неизменяемость, синтаксическая роль) и глагола (образуется от глагола, имеет с ним общее лексическое значение)).
Использованная литература:
- Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. – Ярославль, 1997.
- Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. – М., 1987.