Цель: систематизировать знания по теме лексика; уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать в своей речи синонимы и антонимы; воспитать потребность пользоваться словарями.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Вид урока: урок с использованием компьютера.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, Презентация.
ХОД УРОКА
Эпиграф к уроку:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты
Н.Рыленков
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодняшний урок хочу начать совами Н.Рыленкова.
Как понимаете эти слова? Прочитайте тему
нашего урока. Подумайте, какие цели стоят
перед нами сегодня, какие задачи нам нужно
решить? Чем мы будем заниматься?
Действительно, на сегодняшнем уроке мы должны
повторить все, что узнали о лексике.
А что такое лексика (словарный состав языка).
Какая наука изучает словарный состав языка? (лексикология)
Нам поможет вот этот человек (на слайде портрет
Э.Успенского). Узнали его? Правильно, это
Эдуард Успенский – детский писатель и автор
книги «Дядя Федор, Пес и Кот». Какие еще
произведения этого автора вы знаете? Какие
видели мультфильмы по его сказкам? Предлагаю вам
предложение для разбора.
Задание 1. Разбор предложения. Эдуард Успенский – российский писатель и автор детских книг.
Задание ГИА: Найдите в этом предложение словосочетание: прил. + сущ.в Р.п. Замените это словосочетание синонимичным сущ. + сущ. с предлогом (детских книг – книг для детей).
Учитель: Что можете сказать о словах писатель и автор? Синонимы. Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы в языке?
Задание 2. Замените выделенные слова
синонимами. Предлагаю вам отрывок из
повести-сказки «Дядя Федор, Пес и Кот». Я заменила
некоторые слова, а вам предстоит восстановить
авторский текст, причем восстанавливать следует
только слова автора.
За окошком уже стемнело, когда Шарик пришел.
Поднял он свою сумку и зверька на стол вытряхнул.
Бобренок сидит, глаза на всех таращит. Не
понимает ничего.
Дядя Федор ему молока дал кипяченого. Бобренок
молока попил, и глаза у него закрываться стали.
– Где ж его спать положить? – говорит (спрашивает)
мальчик.
– Как – где? – говорит пёс. – Если он в воде
живет, его надо в таз положить!
– Тебя самого надо в таз положить! – говорит (кричит)
Матроскин с печи. – Чтобы ты поумнел немножечко!
Пес говорит (расстроился):
– Ты же сам говорил, что он в воде живет.
– Он в воде только плавает, а живет он в домике на
берегу, – говорит (объясняет) кот.
Задание ГИА: Из последнего предложения выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
– Какие слова называются антонимами?
Задание 3. Придумайте к глаголам спрашивает, кричит, расстроился, говорит антонимы
Учитель: Как вы помните, дядя Федор ушел из дома в деревню, потому что родители не разрешили ему держать дома кота Матроскина. Но родителей он очень любил и поэтому решил написать им письмо. Давайте поможем нашему герою.
Задание 4. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.
Мои папа и мама! Я ж_ву хорошо. Просто
зам_чательно. У _меня есть свой дом. Он теплый.
В нем одна комната и кухня. А недавно мы кла_
нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю.
Трактор хороший, только он бензин не_ любит, а
любит суп.
Мама и папа, я без вас скуч_ю. Особенно по
вечерам. Но я вам не ск_жу, где живу. А то вы меня
заберёте, а Матроскин и Шарик проп_дут.
Задание ГИА: 1 вариант: В последнем абзаце найдите простое предложение, осложненное обращением. 2 вариант: В последнем абзаце найдите сложносочиненное предложение.
Задание 5. Вы помните, что письмо дядя
Федор не закончил, дописывали его Матроскин и
Шарик, а затем отправили родителям. Про себя
Шарик написал, что у него «то лапы ломит, то хвост
отваливается». Про Шарика в первую встречу
д.Федор сказал: «Из хорошей семьи пёс. Только
запущенный». О почтальоне Печкине автор пишет:
«Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с
хвостиком. (Это не дядя с хвостиком, а возраст у
него с хвостиком. Значит, ему пятьдесят лет и еще
чуть-чуть)». Как вы понимаете эти выражения?
Что значит прямое и переносное
значение слов? Приведите свои примеры.
Задание 6. Работа в группах. (Приложение 1) Даны отрывки из произведения Э.Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес», к которых выделено по одному слову. 1 группа – карта, 2 группа – кисточка, 3 группа – ключ, 4 группа – ручка. Дать толкование выделенным словам самостоятельно, затем эксперты из назначенных учеников проверяют по словарю.
– Какие слова называются однозначными, какие многозначными? Чем они отличаются от омонимов? Приведите примеры.
Задание 7. Тест. (Приложение 2)
Учитель: На этом урок наш подошел к концу. Сегодня нам помогал Эдуард Успенский и его книга «Дядя Фёдор, Пёс и Кот». Что понравилось на уроке? Достигли ли цели? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Домашнее задание: мини-сочинение «Путешествие в Страну слов».
Использованная литература:
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова
и др. /Русский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. – М:
Просвещение, 2007.
2. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку 5
класс. К учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.,
Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». – М:
Экзамен, 2009.
3. Успенский Э.Н. Старые и новые истории о
Простоквашино: сказочные повести. – М: Астрель:
АСТ, 2009.