Открытый обобщающий урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Второстепенные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  1. проверить и закрепить знания учащихся по изученной теме; повторить способы связи слов в словосочетании;
  2. обогащать словарный запас учеников;
  3. укреплять интерес и любовь к родному языку

Оборудование:

  • карточки с заданием для каждой команды;
  • демонстрационные листы с обозначением этапов урока;
  • цветные жетоны за правильные ответы(баллы);
  • ученические столы перед уроком расставить тремя полукругами

Ход урока

1. Оргмомент. Слово учителя.

Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно одинаковое количество сильных и слабых учеников.

2. Разминка «Раз, два, три – говори!»

После того, как учитель сообщил 1-й этап урока, он сразу вывешивает на доске демонстрационный лист с обозначением данного этапа (Рисунок 1) и сообщает его условия : каждая команда должна быстро ответить на 5 вопросов. Ответ может дать как один ученик, так и вся команда. За каждый правильный ответ команда получит 1балл, значит наибольшее количество – 5 баллов.

Рисунок 1

Вопросы к первой команде:

  • Синтаксическая роль деепричастных оборотов?
  • Как правильно (слитно, раздельно, через дефис) написать волшебница (зима)?
  • На какие вопросы отвечает второстепенный член – определение?
  • Какой второстепенный член отвечает на вопросы косвенных падежей?
  • Лексическое значение слова «экспрессивный»?

Вопросы 2-й команде:

  • В каком разделе русского языка изучаются второстепенные члены предложения?
  • Как подчёркивается второстепенный член – обстоятельство?
  • Как напишешь (слитно, раздельно, через дефис) Полоть (река)?
  • Синтаксическая роль причастных оборотов?
  • Лексическое значение слова «апофеоз»?

Вопросы 3-й команде:

  • Как подчёркивается второстепенный член предложения –дополнение?
  • Как напишешь название газеты (заря)?
  • Какой второстепенный член отвечает на вопрос – куда?
  • Как подчёркивается второстепенный член – определение?
  • Что в Древнем Риме означало слово «президент»?

Подведение итогов разминки. Команды получают жетоны за правильные ответы.

3. Спрятанное слово

Учитель сообщает 2 этап урока, вывешивает на доске демонстрационный лист (Рисунок 2) каждой команде раздаёт карточки с заданием и объявляет условие: изображена лесенка, по которой вам предстоит забраться на самый верх. Для этого к каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан начальной буквой. Определите: прямое или косвенное дополнение. Не торопитесь шагать. Слова необходимо переставить на лесенке так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения Наибольшее количество-12 баллов: по 1 баллу за подобранное слово (обязательно с указанием прямого или косвенного дополнения) и 2 балла - за «спрятанное» слово.

Рисунок 2

Накормить (Т. п.)
Ездить (Т.п.)
Непримирим к (Д.п.)
Охота на (В.п.)
Испугаться (Р.п.)
Преодолеть (В.п.)
Ехать на (П.п.)
Далеко от (Р.п.)
Опасаться (Р.п.)
Ласкать (В.п.)

Подведение итогов. Команды получают жетоны за правильные ответы.

4. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

Учитель оглашает третий этап, вывешивает демонстрационный лист (Рисунок 3), раздаёт командам карточки с новым заданием и сообщает условие: В данных предложениях определите синтаксическую роль выделенных слов, укажите их часть речи, форму.

Рисунок 3

Наибольшее количество баллов – 6 (3 балла – за синтаксическую роль, 3 балла – за часть речи)

  1. Мы поехали за город подышать чистым воздухом.
  2. Я хочу рассказать о своём проекте.
  3. Мастер требует выполнить задание в срок.

Подведение итога. Команды получают жетоны за набранные баллы.

Примечание: сделать вывод о синтаксической роли глаголов в неопределённой форме.

5. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

На доске появляется новый демонстрационный лист. (Рисунок 4). Команды получают новые карточки с заданием. Условие: В данных предложениях подчеркните все определения, сверху укажите над согласованными – с., над несогласованными – нес.

Рисунок 4

Максимальное кол-во баллов -12. (За найденное определение -1 балл, согласов. или несогласов. -1 балл.)

  1. Сергеевым овладело страстное желание победить.
  2. На круглом столе лежал диск для компьютера.
  3. В музее нам показали корпус космического корабля.

Итоги 4-го этапа.

6. «Ум хорошо, а три лучше!»

На доске очередной демонстрационный лист. (Рисунок 5). Ученики получают карточки с новым заданием. Условие: В данных предложениях найти и подчеркнуть синтаксически – обстоятельства, указав сверху вопрос и их значение. За нахождение обстоятельства -1 , балл, его правильное значение -1 балл.

Рисунок 5

  • Трое друзей собирались сюда для своих игр.
  • Боясь простуды, она кутала горло шарфиком.
  • При желании любую трудность преодолеем.
  • Несмотря на разницу в годах, они дружили.

Итоги 5-го этапа

7. «Федот, да не тот»

Демонстрационный лист (Рисунок 6) появляется на доске, команды получают новые карточки. Условие: К данным именам существительным подобрать приложения, записать правильно (раздельно, через дефис и т. д.). Максимальное количество баллов -24.(1 балл - за приложение, 1 балл - за правильное написание).

Рисунок 6

ДЕВОЧКА. СТАРИК,ЗАВОД, КОСМОНАВТ, ВРАЧ, МОРЯК, ГАЗЕТА, ПОЭТ, ФАБРИКА, ПЕТРОВ, АЛЁНКА.

Итоги 6-го этапа.

8. «Дело мастера боится»

На доске появляется последний демонстрационный лист (Рисунок 7), ученики получают последние карточки. Условие: В данных предложениях расставить знаки препинания, выделенные слова подчеркнуть синтаксически. Наибольшее кол-во - 4 балла (2 б. – за знаки препинания, 2 балла – за правильную синтаксическую роль)

Рисунок 7

  1. Огромную как тарелка шляпку гриба нельзя было не заметить.
  2. Шляпка гриба как тарелка. 

Итоги 7-го этапа

9 Слово учителя.

Подведение итогов урока. Объявление и поздравление победившей команды.

10. Оценки за урок.

11. Домашнее задание: стр. 93(контр. вопросы), упр. 197.