Цели:
- Развивающая: сформировать понятие «эмоционально окрашенные слова»
- Образовательная: научить отличать «эмоционально окрашенные слова» от нейтральных слов.
- Воспитательная: формировать нравственные представления учащихся, развивать творческие способности.
- Здоровьесберегающая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Объяснение нового материала:
- Объявление темы, постановка цели. Ребята, слова в русском языке можно разделить на следующие 2 группы: одни из них только называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая ( лошадь, желать), другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.
- Работа с эпиграфом (слайд 1)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)
- Ребята, вы согласны с автором этих слов? Аргументируйте свой ответ.
- Как понять термин «эмоционально оценочные слова»?
- Что такое эмоция? Какими бывают эмоции? (слайд 2)
Ребята рассматривают смайлики и делают выводы о том, какие эмоции может выражать человек: грусть, ненависть, радость…
- А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий, радостный и т. д.)
- Сделайте выводы, какие слова называются эмоционально окрашенными? ( Слова , выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называются эмоционально окрашенными.
Эмоционально оценочные слова делятся на две группы: (слайд 3)
1группа: Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:
- Давайте пригласим в гости героев любимых мультиков (Карлсон, клоун).
- Карлсон: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами, каким мы его знаем?
(уравновешенный, добрый, веселый, неунывающий, отличный друг)
- Клоун: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами: (веселый, неугомонный, добрый, радостный)
- А всех ли героев мультиков можно охарактеризовать только с положительной стороны?
(слайд 4)
- Попугай Кеша – в данной ситуации он какой? Запишите.( капризный, самодовольный)
- А Карабас Барабас? Запишите (злой, жестокий))
- Итак, сделаем вывод: 1 группа эмоционально окрашенных слов – это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.
2 группа эмоционально окрашенных слов: (слайд 5)
Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.
Нога – ноженька (у балерины)– ножище (у слона).
Крыло – крылышко (у воробья), крылище (у орла).
Добрый – добренький, предобренький
Слон - слоник, слонище
Вывод: Какие суффиксы и приставки помогли образовать эмоционально окрашенные слова? (суффиксы –еньк-, -ищ-, -ик-, - ек- т. д., приставка пре-)
2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)
Барсуч…нок.
Из корзиночк… показалась мордочка с черненьким носиком, любопытными глазенками и стоячими ушками. Это был барсуч…нок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам т…нулись широкие черные полосы. Барсуч…нок выбрался из корзинки на диван. Какой же он был занятный!
Задание: выпишите в два столбика эмоционально окрашенные слова:
В 1 столбик выпишите эмоционально окрашенные слова, которые характеризуют предмет с положительной или отрицательной стороны, а во второй - эмоционально окрашенные слова , образованные с помощью приставок и суффиксов. Объясните пропущенные орфограммы.
3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)
4. Выводы:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие слова называются эмоционально окрашенными?
- Чем они отличаются от нейтральных слов?
- На какие 2 группы делятся эмоционально окрашенные слова?
5. Домашнее задание.
Теория стр. 36, упр. 82 или написать рассказ на тему «История маленького крокодильчика», используя эмоционально окрашенные слова.