Урок-обобщение об имени существительном и прилагательном "Путешествие в Африку"

Разделы: Русский язык


Цели:

– обобщить теоретические знания об имени прилагательном и имени существительном;
– формировать умение использовать в речи имена прилагательные и существительные;
– создать условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала;
– развивать умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ;
– воспитывать мотивации к обучению.

Оборудование: мультимедийная презентация. (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя

– Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие на другой континент. Не буду забегать вперед. Мы начинаем.

3. Танцуйте! Вам письмо!

– На имя директора нашей школы пришло письмо. Давайте рассмотрим конверт внимательно. (Приложение 2). Какой частью речи являются слова на конверте? На какие две группы их можно разделить?

Прочитайте письмо. Что в нем кажется необычным, странным? Конечно, его прислал житель Африки, и он плохо знает наш язык. Исправьте письмо Лумумбы. (Приложение 3)

Молодцы!

4. Собираем чемодан.

– Мы летим в Африку, это чудесно. Необходимо собрать вещи.

Распределите по группам: 1) слова, имеющие только форму единственного числа, 2) слова, имеющие только форму множественного числа; 3) слова, имеющие обе формы.

Зубная щетка, брюки, халва, бусы, сливки, ручка, очки солнцезащитные, сливки, панама, шорты, ножницы, молоко, помада, оладьи, крапИва сушеная, купальный костюм, носки, хорошее настроение.

Да, без хорошего настроения не обойтись!

5. Предъявите билетики!

– Мы в аэропорту, чтобы нас пропустили в самолет, необходимо купить билет. Его можно приобрести, выполнив следующее задание. У вас на партах сигнальные карточки (красного цвета – одушевленные, зеленого – неодушевленные). Я называю имя существительное, а вы определяете, является оно одушевленным или неодушевленным.

Пирамида, крокодил, река, улица, песок, валет, жираф, африканский житель, жевательная резинка, финиковая пальма, антилопа, носорог, дерево, цветок.

Молодцы! Вы– дружный класс, поэтому едут все, даже те, кто иногда допускал ошибки. К взлету готовы?

6. Здравствуй, Африка!

– И вот мы в Африке. Наш приветливый Лумумба приготовил краткую информацию о данном континенте, но он опять что-то напутал.

Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы.

Африка континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Она богата полезными иск_паемыми марганц_м нефтью газом алмаз_ми платиной железом.

Здесь находится самая длинная р_ка мира Нил.

Ж_вотный мир представлен разнообразными видами а р_стительность Африки (не)оставляет равнодушным никого.

7. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали
 И поэтому все встали.
 Дружно вытянули шеи
 И ,как гуси, зашипели,
 Зашипели, помолчали
 И ,как зайки, поскакали.
 Поднимайте плечики,
 Прыгайте кузнечики.
 Раз,два – выше голова,
 Три, четыре – руки шире,
 Пять, шесть – тихо сесть.

8. В африканском магазинчике.

– Лумумба предлагает посетить африканский магазинчик.

Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Статуэтка
маска
тюль
кофе
амулет
шкатулка  
 какао
 копье
 шампунь
 брелок
 шарф
 ремень 

Молодцы! Отлично справились с заданием.

9. Расскажите Лумумбе о зиме.

– Лумумба никогда не видел снега, не знает, что такое зима, но ему очень интересно послушать ваши впечатления о русской зиме.

Вставить подходящие по смыслу прилагательные.

На дворе — зима. Стоит _______ ________ день. На небе ни облачка. Снег, который шел всю ночь, покрыл землю, дома, машины _______ ________ покрывалом. Деревья стоят в _______ ________ шапках, и изредка с верхушек срывается вниз ________ пыль.

На снегу, как на _______ листе, четко выписаны иероглифы птичьих следов. Воробьи у дома дерутся из-за корочки хлеба — им нелегко отыскать еду под ______ одеялом.

10. Пришла пора прощаться.

– Давайте поблагодарим Лумумбу за это путешествие. В подарок каждый составит ему синквейн к слову АФРИКА.

Я напомню, как он составляется.

Название (существительное)
Описание (прилагательное)
Действия
(глагол)
Чувство
(фраза)
Повторение сути
(существительное)

11. Итог.

Вы сегодня молодцы! На какую оценку сегодня работали, узнаете, выполнив последнее задание. Вставите Е-И в окончаниях существительных, затем соединить прямой линией те слова, в которые пишется И в окончаниях сществительных. (Приложение 4)

на площад_И о Мари_И в изложени_И
у дедушк_И по математик_ по Украин_
в арми_И с крыш_И в экспедици_И
о песн_ по Кам_ у земл_И
по дорог_ о девочк_ около бабушк_И
о заметк_ о работ_ возле акаци_И
на станции_ И у рек_И на плантаци_И

Спасибо за работу!