Цели урока: закрепление понятия о местоимении, ознакомление с личным местоимениями единственного и множественного числа.
Задачи урока: научить правильно употреблять местоимения в речи, корректировать логическое мышление, внимание, память, воспитывать вежливость, честность.
Оборудование: презентация Power Point по теме урока, компьютер, стенгазета «Вместо имени», фотографии.
Ход урока
I. Оргмомент.
Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем желанный урок.
Саша! Назови сегодняшнее число.
А какой день недели, месяц?
Слайды 1-3.
Сообщение темы и целей уроки.
Сегодня мы на уроке должны изучить новую тему, выполним ряд интересных заданий, познакомимся с новым словом.
Записать число и тему урока.
II. Повторение и проверка домашнего задания.
Слайд 4.
1. Какую часть речи изучили?
О какой части речи мы узнали на прошлом уроке?
Вспомни, что называется местоимением?
Что тебе известно о личных местоимениях? Приведи примеры.
2. Тест «Проверяю себя»
Слайд 5.
Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ и запиши в тетрадь. Слайды 6-11. (Оценка за тест).
3. Проверка домашнего упражнения 123 на стр. 46.Указать лицо местоимений. Слайд 12.
III. Новая тема.
Слайды 13-17
1. Объяснение нового материала.
Местоимения изменяются по числам.
Чтение правила по учебнику на стр. 47.
Чтение стихотворения о личных местоимениях.
Задание: распределить в два столбика местоимения единственного и множественного числа.
Слайд 18.
2. Показать фото знакомых. Заменить имена людей личными местоимениями.
Саша – я, Олеся – она, учитель, Саша, Олег – мы, спортсмены – они.
Записать в тетрадь.
Слайд 19.
3. Речевая физкультминутка «Вновь у нас физкультминутка».
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай-думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Слайды 20-21. Новое словарное слово – антракт.
4. Словарная работа.
Лексическое значение слова можно узнать в Толковом словаре русского языка под. ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой – М.: Азбуковник, 1999. (Работа со словарём).
Антракт – небольшой перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления.
Антракт – ан-тракт (слоги, ударение, гласные, согласные).
Задание. Записать слово в орфографический словарик, составить с ним предложения и записать в тетрадь. Каким местоимением можно заменить данное существительное? Антракт – он.
Антракты (мн. число) – они.
Слайд 23.
5. Работа с учебником. Чтения правила на стр. 48.
Вывод. Для вежливого обращения к взрослому используется местоимение Вы.
IV. Объяснение домашнего задания (комментарий учителя).
Упр. 130, стр.49. в учебнике «Русский язык. 7 кл.» (8 вида) под ред. А.К. Аксёновой, В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2005.
Слайд 24.
На рисунке посмотри,
Ничего не упусти.
Беседа по вопросам.
- Какая ситуация изображена на рисунке?
- Что выронила Нина Ивановна?
- Что сделали ребята?
- Как они обратились к женщине?
- А как бы ты сделал в данной ситуации?
Д/з. Дома составить и записать рассказ по рисункам, используя местоимения ты, вы и другие.
V. Рефлексия. Итог урока.
Слайд 25.
Саша! Что ты нового узнал сегодня? Какое задание тебе понравилось выполнять на уроке?
Учитель комментирует и выставляет оценку в дневник.
Литература:
- Учебник «Русский язык. 7 кл.» (8 вида) под ред. А.К. Аксёновой, В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2005.
- А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе, – М.: Владос, 2006.
- Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации, – М.: Изд. дом « Новый учебник», 2007.
- С.Д. Забрамная. Изучаем обучая, ТЦ «Сфера», 2007.
- М.П. Лукашук. Занимательный материал по русскому языку, – Мн.: Нар. Асвета, 2004.
- Н.Н. Соловьева. Русский язык в задачах и играх, – М.: Материк Альфа, 2006.
- В.И. Ковалько. Школа физкультминуток, – М.: «Вако», 2007.
- Толковый словарь русского языка под. ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой – М.: Азбуковник, 1999.