Значение презентации на уроках развития речи

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Работа по картине на уроках русского языка и литературы весьма распространена в школьной практике. Она удобна в организационном отношении, ценна в психологическом понятии, так как явления жизни, изображённые на картине, уже осмысленны художником – человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через неё школьник приобщается к вершинам культуры.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывали многие психологи. Как мы знаем, учащиеся якутской школы испытывают особые трудности в написании сочинений разных жанров, в том числе сочинений-описаний по картине и в селе, где нет музеев и выставок, наши учащиеся не имеют возможность познакомиться с основами изобразительного искусства, знать известные картины русских художников

Сегодня одним из приёмов эмоционального восприятия картин являются уроки с использованием информационных технологий. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении.

Самым распространенным и популярным средством ИТ в школе является продукт программы Рower Рoint, презентационный материал и мультимедийная технология, представляющие собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, рисунка, звука, видео и анимации.  Презентации существенно повышают наглядность и доступность учебного материала. Материалы (иллюстрации, фотографии, разные вставки) таких уроков готовятся очень тщательно и долго: придирчиво подбирается материал каждого слайда и, если есть необходимость, соответствующее музыкальное и звуковое сопровождение. В презентации необходимо познакомить учащихся с автором картины, историческими событиями, обстановкой, послужившей основой сюжета картины, продумать содержание, составить план беседы, выделить объекты картины, которые нуждаются в особом внимании.

Далее могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, картины, портреты авторов, иллюстрации, таблицы и цитаты. На экране также могут появляться определения, словарные работы, изучаемые грамматические нормы, словосочетания или определённые виды предложений, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Итак,  учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, основой выступления ученика на уроке.

Презентация обеспечивает учителю возможность для:

  • информационной поддержки;
  • иллюстрирования;
  • использования разнообразных упражнений, заданий;
  • экономии времени и материальных средств;
  • построения структуры урока;
  • расширения образовательного пространства урока.
  • Она даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учёбе.

Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию речи, на основе презентаций. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельностью учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Приведу основные виды учебных работ с использованием презентаций на уроках развития речи с картинами:

1. Работа со зрительной опорой

Предлагаемые виды работ с ними

А. Устный монолог
Б. Устный рассказ по иллюстрациям
В. Устное описание картины
Г. Письменный рассказ по картине

2. Творческие работы  на основе личных впечатлений от картины:

А. Творческий диктант
Б. Сочинение-описание

3. Лингвистическая работа с опорой

4. Доклады и сообщения

5. Защита презентации

6. Словарная работа   и другие.

Мультимедийную презентацию на уроках по подготовке к сочинению-описанию я  использую в различных ситуациях:

1. Презентация,  как фрагмент урока, предполагает использование компьютера  на одном  или нескольких этапах урока. Например, на уроке-подготовке к сочинению  в 8-м классе «Два  портрета А.С.Пушкина» Кипренского и Тропинина мультимедийная презентация была использована на двух этапах урока: при сопоставительном анализе портретов и на этапе-защите презентационных материалов исследовательских групп «Художники и истории создания портретов».

2. Уроки, полностью построенные на одной презентации. Они отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и  продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся  на уроке посредством этой презентации. Так, уроки-подготовки к сочинению по картинам «Летом» и  «Богатыри» в 6 классе для учащихся были открытием для них творчества русских  художников А.А.Пластова и  В.М.Васнецова. Проецирование картины на экране оживили урок, активизировали учеников  и, самое главное, стимулировали их речевую деятельность.

Думаю, без презентационного материала наши уроки бы не достигли полностью целей.

Уроки развития речи по картинам в 5-8 классах можно проводить 3-4-5  уроков в году. При выборе картины необходимо иметь в виду, даёт ли содержание картины возможность свободно и естественно употреблять изучаемые грамматические категории по языку или литературные темы. Поэтому я сделала примерное тематическое планирование по классам. Например, описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка» в 7 классе даёт возможность употребить деепричастные обороты. Работу над сочинением по картине «Богатыри» В.М.Васнецова следует сделать итогом изучения темы "Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник» на уроке литературы в 6-м классе. Однако эта цель должна быть скрыта от учащихся, так как очень важно сосредоточить их внимание  именно на содержании высказывания.

Из выше сказанного можно сделать следующие  выводы:

  • Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока.  
  • Проецирование на экране существенно повышает наглядность и доступность учебного материала.
  • Красочность материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению русского языка,  и облегчает его восприятие.
  • Наглядная подача материала способствует лучшему усвоению материала, обогащению словарного запаса  и делает урок неутомительным.

Использованная литература:

  1. «Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы» Луцева Е. А., Мажарова М. М.
  2. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ла­дыженской./, М., 1980.
  3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; /, Издательский центр «Академия», М., 2000.
  4. Система обучения сочинениям в VI-VIII классах. /Под ред. Т.А.Ла­дыженской/, М., 1978.
  5. Педагогические технологии на основе информа­ционно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школь­ных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  6. Обучение сочинениям, 5-8 классы, / А. М. Гринина-Земскова/, Издательство «Учитель», Волгоград, 2002.

Приложение 1