Урок русского языка по теме "Построение алгоритмов определения спряжения глагола по его неопределенной форме

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Обучающая цель: формирование умения учащихся распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и обосновывать по ней написание безударных личных окончаний глаголов.

Развивающая цель:

  • развитие интеллекта, внимания, речи учащихся;
  • активизация познавательной деятельности.

Воспитательная цель:

  • поддержание интереса к изучаемому предмету;
  • создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися;
  • стимулирование активного творческого труда.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей.

- Все готовы? Значит, начинаем!

2. Вводная часть.

- Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

- Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)

Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новые тайны русского языка. Какие вы узнаете позже, а сейчас минутка красивого письма.

3. Минутка чистописания.

На доске слова:

М..локо, к…рова, трава
Врач, б..лезнь, выздоровление
Дома, стр..итель, кирпичи
Простуда, х…лод, б…лезнь

- Составьте цепочку слов по смысловой закономерности (н-р, трава, корова, молоко)

- Какие буквы пропущены в этих словах? Докажите. Охарактеризуйте букву.

- Назовите буквы, в написании которых есть элемент «овал» (а, о, б, в, ю, ф, д)

- Составьте цепочку из данных букв и запишите в тетради. (по алфавиту; гласные, согласные, чередуя; все гласные, потом все согласные)

4. Актуализация знаний.

Мы продолжаем разгадывать секреты русского языка. Давайте разгадаем тайну слова, записанного на доске.

(На доске транскрипция слова «печь»)

- Кто прочитает слово (печь)

- Кто попробует записать его

- Расскажите все об этом слове (сущ., неодуш., обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, ед. число, ж. р., 3 скл., в Р. Д. П. падежах имеет окончание и)

- А чем интересно это слово? (в слове звуков меньше, чем букв)

- Сколько в слове звуков, сколько букв?

- Почему так ?

- А бывает ли наоборот – в слове звуков больше, чем букв?

- В каких случаях?

- Приведите пример. (разбор одного слова)

- А теперь давайте составим со словом печь предложения. (уч-ся составляют и озвучивают предложении)

- Запишем предложение:

На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.

- Что заметили? (слово печь звучит одинаково, а обозначает разные части речи)

- Обозначьте части речи.

- Оказывается слово «печь» это еще и глагол.

- Мы продолжаем работать над секретами глагола.

- Что вы знаете о глаголе? Составим кластер.

(учащиеся составляют кластер)

- Что вы можете сказать о глаголе печь? (глагол в н. ф.)

- Как вы определили? (вопрос что делать?)

- Определите спряжение глагола «печь». (мы не можем этого сделать, мы можем определять спряжение только по окончанию)

5. Определение темы и целей урока. Постановка проблемы.

- Может быть, вам поможет это упражнение.

- Запишите глаголы в два столбика по спряжениям. (2 человека у доски)

Спросить, поднять, зеленеть, чистить, спешить, надуть.

- Почему получились разные мнения? Что мы не знаем о глаголах в неопределенной форме? (мы не знаем как по неопределенной форме распознать спряжение глаголов)

- Определите тему нашего урока.

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.

Верно, мы должна ответить на вопрос:

(На доске тема закрыта «Как распознать спряжение глаголов по неопределенной форме»?)

6. Работа над новым материалом. Выход из проблемной ситуации.

- Итак, получились разные мнения. Как можно проверить, какой из них верный. Как мы можем определить спряжения глаголов? (мы можем определить спряжения глаголов по форме 3-го лица мн. числа)

- Ваши предложения…(поставить глаголы в форму 3 лица мн. числа)

- Поставьте глаголы в форму 3-го лица, мн. числа, определите спряжение.

 2 спр.

1 спр.

Спросят - спросить

поднимут - поднять

Чистят - чистить

надуют - надувать

Платят - платить

зеленеют - зеленеть

- Обратите внимание на гласную перед суффиксом –ть

- Сделайте вывод (глаголы в неопределенной форме, которые оканчиваются на –ить – 2 спряжение, глаголы, которые оканчиваются на – ать, -уть – 1 спряжения)

- К первому спряжениями относятся глаголы, которые оканчиваются не только на – ать, -уть, но и на –еть, -оть, ыть, -ять, то есть, все глаголы не на –ить.

- Давайте проверим, верен ли наш вывод: прочитайте правило на странице 89. (дети читают вслух)

- Составьте схему к данному правилу ( дети обсуждают и оформляют схему в парах, затем вывешивают свои варианты на доску)

- Можете ли вы теперь определить спряжение глагола «печь»?

7. Динамическая пауза.

Если услышите глагол первого спряжения, хлопните друг друга в ладоши, если глагол второго спряжения – топайте.

Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить.

8. Закрепление.

Выполнение упражнения 457 с. 90 (комментированное выполнение)

9.Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите.

- Какая часть речи вас побуждала к действию?

- Все эти глаголы в повелительном наклонении, о котором вы узнаете в старших классах.

10. Наблюдение над написанием безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

- Мы продолжаем разгадывать тайны русского языка. И поможет нам в это кроссворд.

(На доске кроссворд)

- Как сказать иначе:

  • Обратишься к кому-нибудь с вопросом.(спросишь)
  • Относишься с уважением к людям (уважаешь)
  • Выражаешь любовь к кому-либо (любишь)
  • Подвергаешься опасности (рискуешь)
  • Боишься опоздать куда-либо (спешишь)
  • Терпеливо прощаешь обиды (сносишь)

- К какой части речи относятся все эти слова?

- Что общего у этих глаголов? (2 лицо, ед. число)

- Почему я оставила пустые окошки?(потому что мы сомневаемся в написании)

- Какая часто слова вызывает у вас затруднения при написании? (окончание)

- Верно, в данных глаголах безударные личные окончания. Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в окончании глагола? (чтобы правильно написать гласную в окончании глагола, надо знать спряжение глагола; в окончании 1 спряжения напишем гласную –Е, в окончании 2 спряжения глагола напишем гласную -И)

- Как мы узнаем спряжение в данных глаголах? Может кто-то сразу может ответить на данный вопрос? (ответы уч-ся)

- Найдите ответ на этот вопрос в правиле на странице 89.

- Кто уже может ответить на мой вопрос: как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (спряжение глагола с безударным личным окончанием определяют по неопределенной форме)

- Какие действия мы должны проделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (поставить глагол в н.ф., определить спряжение по н ф, вспомнить окончание глагола в данном спряжении)

Русский язык – очень древний язык, многое изменилось за 700 лет, и в русском языке есть слова, не подчиняющиеся никакому правилу, их называют исключениями. В нашем случае исключениями являются глаголы на ИТЬ брить, стелить – 1 спр., глаголы на на –ЕТЬ, на –АТЬ. Мы еще встретимся с ними.

- Ну а теперь вернемся к нашим глаголам из кроссворда. На что оканчивается неопределенная форма каждого? Узнайте спряжение, цифрой укажите его и запишите глаголы в тетрадь, вставив буквы.

(Учащиеся выполняют самостоятельно, затем по одному выходят к доске и вставляют буквы)

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.

- Глаголы, которые мы использовали в кроссворде, есть в высказывании об удивительном поэте.

«Он умел спорить и отстаивать истину; глубоко уважал близких по духу ему людей; рисковал говорить правду, терпеливо сносил жестокую цензуру; всегда любил спрашивать, узнавая что-то новое, помнил о дорогих ему людях».

- Имя этого человека подскажет нам кроссворд. Найдите и прочитайте слово по вертикали в выделенных клетках. Кто это?

- Верно. Это А.С.Пушкин. Это человек, о котором друзья говорили, что его можно слушать вечно.

- А мы с вами вспомним строки из его стихотворения «Зимний вечер». У каждого из вас текс этого стихотворения. Давайте прочитаем его.

Буря мглою небо кро…т
Вихри снежные крутя;
То как зверь она заво..т,
То заплач..т, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

- Назовите глаголы встречающиеся в тексте. Определите их число, лицо, спряжение, вставьте пропущенные окончания.

(Комментированная работа в тексте.)

- Что общего в этих глаголах? (ед. ч., 3 лицо)

- Какой глагол «лишний»? Почему? (кроет – н.в, все в б.в)

- Употребите все глаголы во 2 лице мн. числа и запишите, выделите окончания, определите спряжение.(1человек работает у доски, остальные в тетрадях: кроете, завоете…)

11. Дифференцированная самостоятельная работа.

(Учащиеся работают по группам) (Приложение 1)

12. Итог.

- Какую орфографическую задачу мы должны были решить на уроке?

- Мы решили эту задачу? Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?

- Перечислите по порядку все действия, которые будите выполнять, чтобы правильно написать глагол с безударным личным окончанием (поставить глагол в н.ф, определить спряжение, в зависимости от спряжения выбрать букву окончания)

13. Рефлексия

Закончите предложения:

  • Теперь я знаю…
  • Теперь я умею

- Покажите, на какой ступеньке знаний русского языка вы находитесь после сегодняшнего урока

  • Хочу знать больше
  • Хорошо, но могу лучше
  • Пока испытываю трудности

(Дети выходят к доске и приклеивают магнит на нужную ступеньку).

- Конечно, тайны языка
Не все узнали мы пока…

И постигли не все богатства и волшебство родного языка, но ведь это не последний наш урок, а значит все еще впереди.

Дом. задание:

(Задания разного уровня сложности, дети выбирают сами)

- Домашнее задание сегодня предлагается на выбор, выберите то, что хотели бы и смогли выполнить.

А) с. 198 у. 458

Б) выписать по 5 глаголов 1 и 2 спряжения из худ. произведения

В) написать мини-сочинение по теме «Весенний день», определить спряжения глаголов.