Обучающая цель: формирование умения учащихся распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и обосновывать по ней написание безударных личных окончаний глаголов.
Развивающая цель:
- развитие интеллекта, внимания, речи учащихся;
- активизация познавательной деятельности.
Воспитательная цель:
- поддержание интереса к изучаемому предмету;
- создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися;
- стимулирование активного творческого труда.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей.
- Все готовы? Значит, начинаем!
2. Вводная часть.
- Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г.Паустовский
- Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)
Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новые тайны русского языка. Какие вы узнаете позже, а сейчас минутка красивого письма.
3. Минутка чистописания.
На доске слова:
М..локо, к…рова, трава
Врач, б..лезнь, выздоровление
Дома, стр..итель, кирпичи
Простуда, х…лод, б…лезнь
- Составьте цепочку слов по смысловой закономерности (н-р, трава, корова, молоко)
- Какие буквы пропущены в этих словах? Докажите. Охарактеризуйте букву.
- Назовите буквы, в написании которых есть элемент «овал» (а, о, б, в, ю, ф, д)
- Составьте цепочку из данных букв и запишите в тетради. (по алфавиту; гласные, согласные, чередуя; все гласные, потом все согласные)
4. Актуализация знаний.
Мы продолжаем разгадывать секреты русского языка. Давайте разгадаем тайну слова, записанного на доске.
(На доске транскрипция слова «печь»)
- Кто прочитает слово (печь)
- Кто попробует записать его
- Расскажите все об этом слове (сущ., неодуш., обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, ед. число, ж. р., 3 скл., в Р. Д. П. падежах имеет окончание и)
- А чем интересно это слово? (в слове звуков меньше, чем букв)
- Сколько в слове звуков, сколько букв?
- Почему так ?
- А бывает ли наоборот – в слове звуков больше, чем букв?
- В каких случаях?
- Приведите пример. (разбор одного слова)
- А теперь давайте составим со словом печь предложения. (уч-ся составляют и озвучивают предложении)
- Запишем предложение:
На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.
- Что заметили? (слово печь звучит одинаково, а обозначает разные части речи)
- Обозначьте части речи.
- Оказывается слово «печь» это еще и глагол.
- Мы продолжаем работать над секретами глагола.
- Что вы знаете о глаголе? Составим кластер.
(учащиеся составляют кластер)
- Что вы можете сказать о глаголе печь? (глагол в н. ф.)
- Как вы определили? (вопрос что делать?)
- Определите спряжение глагола «печь». (мы не можем этого сделать, мы можем определять спряжение только по окончанию)
5. Определение темы и целей урока. Постановка проблемы.
- Может быть, вам поможет это упражнение.
- Запишите глаголы в два столбика по спряжениям. (2 человека у доски)
Спросить, поднять, зеленеть, чистить, спешить, надуть.
- Почему получились разные мнения? Что мы не знаем о глаголах в неопределенной форме? (мы не знаем как по неопределенной форме распознать спряжение глаголов)
- Определите тему нашего урока.
Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.
Верно, мы должна ответить на вопрос:
(На доске тема закрыта «Как распознать спряжение глаголов по неопределенной форме»?)
6. Работа над новым материалом. Выход из проблемной ситуации.
- Итак, получились разные мнения. Как можно проверить, какой из них верный. Как мы можем определить спряжения глаголов? (мы можем определить спряжения глаголов по форме 3-го лица мн. числа)
- Ваши предложения…(поставить глаголы в форму 3 лица мн. числа)
- Поставьте глаголы в форму 3-го лица, мн. числа, определите спряжение.
2 спр. |
1 спр. |
Спросят - спросить |
поднимут - поднять |
Чистят - чистить |
надуют - надувать |
Платят - платить |
зеленеют - зеленеть |
- Обратите внимание на гласную перед суффиксом –ть
- Сделайте вывод (глаголы в неопределенной форме, которые оканчиваются на –ить – 2 спряжение, глаголы, которые оканчиваются на – ать, -уть – 1 спряжения)
- К первому спряжениями относятся глаголы, которые оканчиваются не только на – ать, -уть, но и на –еть, -оть, ыть, -ять, то есть, все глаголы не на –ить.
- Давайте проверим, верен ли наш вывод: прочитайте правило на странице 89. (дети читают вслух)
- Составьте схему к данному правилу ( дети обсуждают и оформляют схему в парах, затем вывешивают свои варианты на доску)
- Можете ли вы теперь определить спряжение глагола «печь»?
7. Динамическая пауза.
Если услышите глагол первого спряжения, хлопните друг друга в ладоши, если глагол второго спряжения – топайте.
Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить.
8. Закрепление.
Выполнение упражнения 457 с. 90 (комментированное выполнение)
9.Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите.
- Какая часть речи вас побуждала к действию?
- Все эти глаголы в повелительном наклонении, о котором вы узнаете в старших классах.
10. Наблюдение над написанием безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
- Мы продолжаем разгадывать тайны русского языка. И поможет нам в это кроссворд.
(На доске кроссворд)
- Как сказать иначе:
- Обратишься к кому-нибудь с вопросом.(спросишь)
- Относишься с уважением к людям (уважаешь)
- Выражаешь любовь к кому-либо (любишь)
- Подвергаешься опасности (рискуешь)
- Боишься опоздать куда-либо (спешишь)
- Терпеливо прощаешь обиды (сносишь)
- К какой части речи относятся все эти слова?
- Что общего у этих глаголов? (2 лицо, ед. число)
- Почему я оставила пустые окошки?(потому что мы сомневаемся в написании)
- Какая часто слова вызывает у вас затруднения при написании? (окончание)
- Верно, в данных глаголах безударные личные окончания. Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в окончании глагола? (чтобы правильно написать гласную в окончании глагола, надо знать спряжение глагола; в окончании 1 спряжения напишем гласную –Е, в окончании 2 спряжения глагола напишем гласную -И)
- Как мы узнаем спряжение в данных глаголах? Может кто-то сразу может ответить на данный вопрос? (ответы уч-ся)
- Найдите ответ на этот вопрос в правиле на странице 89.
- Кто уже может ответить на мой вопрос: как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (спряжение глагола с безударным личным окончанием определяют по неопределенной форме)
- Какие действия мы должны проделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (поставить глагол в н.ф., определить спряжение по н ф, вспомнить окончание глагола в данном спряжении)
Русский язык – очень древний язык, многое изменилось за 700 лет, и в русском языке есть слова, не подчиняющиеся никакому правилу, их называют исключениями. В нашем случае исключениями являются глаголы на ИТЬ брить, стелить – 1 спр., глаголы на на –ЕТЬ, на –АТЬ. Мы еще встретимся с ними.
- Ну а теперь вернемся к нашим глаголам из кроссворда. На что оканчивается неопределенная форма каждого? Узнайте спряжение, цифрой укажите его и запишите глаголы в тетрадь, вставив буквы.
(Учащиеся выполняют самостоятельно, затем по одному выходят к доске и вставляют буквы)
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.
- Глаголы, которые мы использовали в кроссворде, есть в высказывании об удивительном поэте.
«Он умел спорить и отстаивать истину; глубоко уважал близких по духу ему людей; рисковал говорить правду, терпеливо сносил жестокую цензуру; всегда любил спрашивать, узнавая что-то новое, помнил о дорогих ему людях».
- Имя этого человека подскажет нам кроссворд. Найдите и прочитайте слово по вертикали в выделенных клетках. Кто это?
- Верно. Это А.С.Пушкин. Это человек, о котором друзья говорили, что его можно слушать вечно.
- А мы с вами вспомним строки из его стихотворения «Зимний вечер». У каждого из вас текс этого стихотворения. Давайте прочитаем его.
Буря мглою небо кро…т
Вихри снежные крутя;
То как зверь она заво..т,
То заплач..т, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- Назовите глаголы встречающиеся в тексте. Определите их число, лицо, спряжение, вставьте пропущенные окончания.
(Комментированная работа в тексте.)
- Что общего в этих глаголах? (ед. ч., 3 лицо)
- Какой глагол «лишний»? Почему? (кроет – н.в, все в б.в)
- Употребите все глаголы во 2 лице мн. числа и запишите, выделите окончания, определите спряжение.(1человек работает у доски, остальные в тетрадях: кроете, завоете…)
11. Дифференцированная самостоятельная работа.
(Учащиеся работают по группам) (Приложение 1)
12. Итог.
- Какую орфографическую задачу мы должны были решить на уроке?
- Мы решили эту задачу? Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?
- Перечислите по порядку все действия, которые будите выполнять, чтобы правильно написать глагол с безударным личным окончанием (поставить глагол в н.ф, определить спряжение, в зависимости от спряжения выбрать букву окончания)
13. Рефлексия
Закончите предложения:
- Теперь я знаю…
- Теперь я умею…
- Покажите, на какой ступеньке знаний русского языка вы находитесь после сегодняшнего урока
- Хочу знать больше
- Хорошо, но могу лучше
- Пока испытываю трудности
(Дети выходят к доске и приклеивают магнит на нужную ступеньку).
- Конечно, тайны языка
Не все узнали мы пока…
И постигли не все богатства и волшебство родного языка, но ведь это не последний наш урок, а значит все еще впереди.
Дом. задание:
(Задания разного уровня сложности, дети выбирают сами)
- Домашнее задание сегодня предлагается на выбор, выберите то, что хотели бы и смогли выполнить.
А) с. 198 у. 458
Б) выписать по 5 глаголов 1 и 2 спряжения из худ. произведения
В) написать мини-сочинение по теме «Весенний день», определить спряжения глаголов.