Цели урока:
- познакомить учащихся с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;
- создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности;
- воспитывать чувства любви к классической литературе.
Оборудование урока: медиапроектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпатъся.
К.Паустовский
1. Организационный момент.
Введение в тему (слайд 1).
– К.Паустовский в повести “Золотая роза” вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем...
И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова...
“На следующее утро, – вспоминает К.Паустовский,– я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
– Это чудо! – сказал я.– Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно знаки препинания...”
Сообщение темы и цели урока (слайд 2)
– Готовясь к экзамену по русскому языку, вы нашли ответ на вопрос, какова роль знаков препинания. Сегодняшний урок расширит ваше представление о пунктограммах, потому что его тема “Авторские знаки препинания”. Какова их роль? На этот вопрос мы ответим в ходе сегодняшнего урока, исследуя поэтические и прозаические тексты мастеров художественного слова. Попутно займёмся конспектированием текста на лингвистическую тему. Откроем тетради, запишем число, тему урока.
2. Подготовка к изучению нового материала. Аналитическая работа с поэтическим текстом (слайд
3).(Звучит музыкальная композиция)
– В минуты душевного подъёма, тревожных раздумий, грусти и печали мы не раз брали в руки книги любимых поэтов и находили там строки, созвучные строю души, строки участия и сопереживания. Обратимся к поэзии Серебряного века. Мне кажется, что эти стихи будут вам понятны при кажущейся трудности прочтения. Я хочу предложить вам стихи моей любимой поэтессы Марины Цветаевой. Возможно, наши вкусы совпадут (слайд 4).
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у Марины Цветаевой. Например, стихотворение “Моим стихам, написанным так рано”. Давайте прочитаем его (слайд 5). Чтение стихотворения учащимися.
– Ребята, почему трудно прочитать это стихотворение? (Ответы детей).
Да, без знаков препинания нельзя прочитать текст, соблюдая правильную интонацию.
(Обращение к эпиграфу урока). “Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться” – писал К.Паустовский.
Давайте расставим необходимые пунктограммы и объясним их постановку (работа у доски).
– Ребята, вас ожидает сюрприз. По правилам школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но давайте проследим, как расставила знаки сама
Марина Цветаева (слайд 6).
Постановка тире и скобок здесь не случайна. Автор, намеренно используя эти знаки, хочет подчеркнуть значимость этих фраз.
3. Объяснение нового материала.
– Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими. Какую роль они играют? Ответ на этот вопрос легко найти в нашем учебнике. Откроем книгу на странице 114 и исследуем материал, предложенный нам (работа с книгой).
Авторский знак привлекает внимание читателей:
– выражает особую авторскую интонацию;
– имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;
– подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания (слайд 7, 8).
Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М.Горький).
(Запись предложения в тетради).
– Запишем предложение Л.Леонова и расставим
знаки препинания. Ещё стоят леса на Руси...но
заметно не в прежнем количестве.
– Как вы расставили знаки препинания в этом
предложении?
Автор поставил многоточие как показатель паузы. Оно разрывает плавность речи, создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.
4. Закрепление темы.
1 .Работа в группах.
– Ребята, предлагаю поработать в группах. Для
этого вам необходимо повернуться друг к другу
(учащиеся работают в четвёрках по трём
вариантам). Каждая группа получает задание
(Приложение №1).
– Попытайтесь объяснить постановку авторских
знаков. В помощь вам предлагается подборка
ответов.
2. Работа у доски. Анализ заданий предложенных в карточке (слайды 9, 10, 11).
– Ребята, все рассмотренные нами примеры взяты из стихотворений М.Цветаевой позднего периода. Авторская постановка тире присутствует в каждом стихотворении.
“Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” – так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это “как удары сердца”. Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны (слайд 12)
5. Обобщение изученного материала.
– Ребята, готовясь к написанию изложения, вы овладели навыками сжатия текста (слайд 13). А сжатое изложение не напоминает вам конспект?
Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало “обзор”.
При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника.
Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п.
1. Индивидуальная работа
– Каждому из вас предложен текст об авторских знаках, попробуйте сжать его (работа ведётся по трём текстам). Воспользуйтесь памяткой.
Памятка.
1) Внимательно прочитайте текст.
2) Выделите ключевые слова и фразы.
3) Определите микротемы текста.
4) Сжато передайте содержание текста.
2. Анализ сжатых текстов у доски. Обсуждение
способов сжатия (слайды 14,15,16).
6. Подведение итогов.
– Ребята, какие знаки препинания мы называем
авторскими?
– Какие авторские знаки используются чаще?
– С какой целью они используются автором (слайд
17)?
Да, авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.
7. Рефлексия.
Ребята, насколько легко вы отличаете авторские знаки от принятых знаков по правилу? Поднимите красную карточку, если считаете, что сумеете отличить авторский знак от других пунктограмм; зелёную — если затрудняетесь; жёлтую – если не различаете.
8. Домашнее задание
Ребята, в ходе сегодняшнего урока мы анализировали поэтические тексты М.Цветаевой. Хочется надеяться, что поэзия Серебряного века заинтересовала вас. Исследуйте тексты В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выпишите примеры использования в них авторских знаков (слайд 8).
Включается звукозапись песни А.Пугачёвой “Мне нравится...” на стихи М.Цветаевой.