Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация простого предложения"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Обучающая: повторить основные сведения о синтаксисе и пунктуации простого предложения, закрепить умения уч-ся определять грамматическую основу и другие члены предложения, отрабатывать навыки расстановки знаков препинания;
  • Развивающая: развивать умения и навыки работы со связным текстом, аргументировать свою точку зрения, конструировать текст на основе исходного текста.
  • Воспитательная: задуматься о жизненно важных проблемах, определить свое отношения к нравственным ценностям; познакомиться с жизненными взглядами выдающегося человека современности Д.С.Лихачева, получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

Тип урока: дифференцированный, с элементами индивидуализации.

Оборудование: текст-письмо Д.С.Лихачева «Самое большое», тест по тексту, задания по написанию сочинения, памятка по написанию сочинения, мультипрезентация «Д.С. Лихачев».

Приложение 1

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1 Объявление темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний по теме – лингвистическая разминка:

Вопросы:

  1. Что изучает синтаксис? Пунктуация?
  2. Какое предложение называется простым?
  3. Что такое грамматическая основа предложения? Подлежащее? Сказуемое?
  4. Какие знаки можно использовать в простом предложении?
  5. Чем может быть осложнено пр.предложение?
  6. Что такое однородные члены предложения?
  7. Что значить обособление?
  8. Какие члены пр.предложения могут обособляться?
  9. Когда обособляется определение, дополнение, обстоятельство?
  10. Когда в пр.предложении ставится тире? Двоеточие?
  11. Что такое вводные слова и предложения?
  12. Какими знаками могут выделяться на письме?
Ответы уч-ся
2 Распределение уч-ся по группам:

Группа 1 – «слабые» уч-ся – работают с учителем у доски и в рабочих тетрадях;
Группа 2 – работает самостоятельно с тестом и заданиями к нему;
Группа 3 – работают самостоятельно по конструированию текста на основе исходного

Уч-ся самостоятельно выбирают группу
3 Знакомство с именем выдающего человека современности Д.С.Лихачевым.

Задание для группы 3: сделать первые пометки, необходимые для выполнения задания.

Чтение текста:

Самое большое.

(1) А в чем самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7)Ребенок любит сбою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

(10)Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. (11)Это как круги на воде. (12)Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. (13)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

(14)Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной . (15)Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. (16)Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. (17)Она не должна быть слепой. (18)Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. (19)Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ребенка, может воспитать нравственного урода. (20)Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму...

(21)Мудрость – это ум, соединенный с добротой. (22)Ум без доброты – хитрость. (23)Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. (24)Поэтому и хитрость вынуждена скрываться. (25)Мудрость же открыта и надежна. (26)Она не обманывает других, и, прежде всего самого мудрого человека. (27)Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье, надежное, долголетнее, и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Мульпрезентация, подготовленная уч-ся
4 Работа с группой 1:

Записать предложение, определить вид предложения, найти грамматическую основу, другие члены предложения, расставить и объяснить знаки препинания:

1) Мудрость это ум, соединенный с добротой.(Прост., двусост., распр., осл. П.О.)-(21)

Дополнительные вопросы и задания:

  1. определите часть речи слова соединенный;
  2. разберите по составу слова: мудрость, добротой

2) (7) Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (Прост., двусост., распр., осл одн.чл.пр.)

Дополнительные вопросы и задания:

  1. определите часть речи слова свою;
  2. что такое лексический повтор?

3) (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.

(Прост., двусост., распр., осл.Д.О. и одн.чл.)

Дополнительные вопросы и задания:

  1. определите часть речи слова расширяясь, свою;
  2. составить схему предложения.

4) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. (Прост., двусост., распр., осл.вв.пр,одн.чл.)

Дополнительные вопросы и задания:

  1. определите часть речи слова близком;
  2. объясните написание слова начинается.

5) (18)Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. ( Прост., двусост., распр., осл.вв.пр.)

Дополнительные вопросы и задания:

  1. определите тип сказуемого;
  2. определите кол-во букв и звуков в слове любовью.

6) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (ССП, 1предл.– Прост., двусост., распр., осл.Д.,одн.чл.; 2 предл. Прост., двусост., распр., осл.Р.О.)

Самостоятельная работа групп 2 и 3

Индивидуальная работа с уч-ся у доски.

4 Группа 2 сдает задания.
Теперь послушаем получившиеся сочинения ваших товарищей.
Задача: определить, насколько точно выделена основная тема текста и проблема, поставленная автором
Прослушивание и оценивание.
5 Подведение итогов. Домашнее задание:

1 группа упр.
2 группа упр.по задания, доп.: составить схемы 1–3 предл.
3 группа закончить написание сочинения