Цель:
- Обучающая
Тип урока: дифференцированный, с элементами индивидуализации.
Оборудование: текст-письмо Д.С.Лихачева «Самое большое», тест по тексту, задания по написанию сочинения, памятка по написанию сочинения, мультипрезентация «Д.С. Лихачев».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1 | Объявление темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний по теме – лингвистическая разминка: Вопросы:
|
Ответы уч-ся |
2 | Распределение уч-ся по группам: Группа 1 –
«слабые» уч-ся – работают с учителем у доски и в рабочих тетрадях; |
Уч-ся самостоятельно выбирают группу |
3 | Знакомство с именем выдающего человека
современности Д.С.Лихачевым. Задание для группы 3: сделать первые пометки, необходимые для выполнения задания. Чтение текста: Самое большое. (1) А в чем самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. (7)Ребенок любит сбою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10)Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. (11)Это как круги на воде. (12)Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. (13)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (14)Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной . (15)Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. (16)Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. (17)Она не должна быть слепой. (18)Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. (19)Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ребенка, может воспитать нравственного урода. (20)Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму... (21)Мудрость – это ум, соединенный с добротой. (22)Ум без доброты – хитрость. (23)Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. (24)Поэтому и хитрость вынуждена скрываться. (25)Мудрость же открыта и надежна. (26)Она не обманывает других, и, прежде всего самого мудрого человека. (27)Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье, надежное, долголетнее, и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. |
Мульпрезентация, подготовленная уч-ся |
4 | Работа с группой 1: Записать предложение, определить вид предложения, найти грамматическую основу, другие члены предложения, расставить и объяснить знаки препинания: 1) Мудрость – это ум, соединенный с добротой.(Прост., двусост., распр., осл. П.О.)-(21) Дополнительные вопросы и задания:
2) (7) Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (Прост., двусост., распр., осл одн.чл.пр.) Дополнительные вопросы и задания:
3) (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (Прост., двусост., распр., осл.Д.О. и одн.чл.) Дополнительные вопросы и задания:
4) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. (Прост., двусост., распр., осл.вв.пр,одн.чл.) Дополнительные вопросы и задания:
5) (18)Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. ( Прост., двусост., распр., осл.вв.пр.) Дополнительные вопросы и задания:
6) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (ССП, 1предл.– Прост., двусост., распр., осл.Д.,одн.чл.; 2 предл. Прост., двусост., распр., осл.Р.О.) |
Самостоятельная работа групп 2 и 3 Индивидуальная работа с уч-ся у доски. |
4 | Группа 2 сдает задания. Теперь послушаем получившиеся сочинения ваших товарищей. Задача: определить, насколько точно выделена основная тема текста и проблема, поставленная автором |
Прослушивание и оценивание. |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание: 1 группа
упр. |