Тип урока: урок-практикум.
Цель урока: подготовка к выполнению задания уровня «С» ЕГЭ.
Методическая цель: использование образовательной технологии «Анализ конкретной ситуации» в процессе анализа кейса и выработки решений.
Образовательные задачи:
- Готовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста(часть С ЕГЭ);
- формировать ЗУН, необходимых для жизни в обществе: развитие умения давать развернутый ответ, привлекать собственный социальный опыт, умение работать в группе, сотрудничая со взрослыми и сверстниками, умение принимать решение в условиях выбора, в том числе и нестандартные;
- развивать коммуникативную компетенцию;
- формулировать учебную задачу и решать её;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту окружающего мира, красоту духовного мира других людей;
- формировать необходимость общения людей друг с другом; воспитывать потребность вести ЗОЖ;
Развивающие:
- развивать у учащихся творческие умения, познавательные способности: речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;
- развивать эмоции.
Оборудование: Памятки для учащихся «Кодекс поведения», иллюстрации, раздаточный материал, кейс, оценочные листы, аудиозапись «Как прекрасен этот мир».
Содержание учебного занятия
I. Подготовительный этап.
- Выбор кейса
Прошлым летом я гостила у дальней родственницы в небольшой зауральской деревушке. Моя тетушка, полуграмотная деревенская старуха, преподнесла жизненный урок. Она рассказывая о своей судьбе, о тяжелой безмужней доле, о военных годах, о тесной связи ее жизни с судьбой всей страны. В ее рассказе не было ни обиды, ни злости, а только некое смирение и бесконечная любовь к жизни, вера в людей. Ее взрослые сын и дочь жили далеко, в столице, последний раз приезжали лет пять назад… Эта женщина открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдешь в самой образованной среде.
Соседский мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повел меня на берег реки. Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привел?! Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман – из тумана вдруг послышались звуки. Я не сразу поняла: это был рожок. Древний пастушеский рожок – почти забытое искусство. Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение – все вокруг озарилось фантастическим светом. Глаза мальчика заблестели. Он смотрел и смотрел… Не знаю, что запомнилось мне острее: заходящее сквозь туман солнце и далекие звуки рожка, вдохновенное лицо мальчика или испещренное морщинами, но удивительно светлое и мудрое лицо пожилой женщины.
Я была потрясена до глубины души. Что это за люди, особенные, необыкновенные?
Духовное богатство, богатый внутренний мир… Все про это говорят, но никто не знает, что это значит. Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к искусству. Так я думала до поездки в далекую зауральскую деревню.
- Преобразование пространства класса для групповой работы.
- Проведение консультаций по работе с кейсом, знакомство с правилами презентации и участия в дискуссии. [Приложение 1]
- Подготовка приложений к кейсу (Подбор иллюстраций, раздаточный материал).
II. Ознакомительный этап.
- Слово учителя. Актуализация знаний но теме: целеполагание, практическая
- направленность урока (подготовка к выполнению части С ЕГЭ), развитие умения давать
- развернутый ответ, обращать внимание на детали, привлекать дополнительную
- информацию, умение работать в группе.
- Прослушивание аудиозаписи песни «Как прекрасен этот мир»
- Знакомство с кейсом, составление кластера или опорного конспекта.
- Пересказ содержания кейса (по цепочке).
При этом учитель напоминает, что пересказ должен быть безоценочным.
III. Аналитический этап (работа в группах).
- Постановка учителем прямых или скрытых вопросов:
- Не напоминает ли вам эта история какую-либо знакомую ситуацию?
- Сталкивались ли вы с чем-нибудь подобным ранее?
- Как вы относитесь к этой ситуации?
- Является ли она злободневной?
- Какие проблемы она поднимает?
- Проблемный анализ кейса в группах. [Приложение 2]
- Определение критериев оценивания ситуации. (Такое положение вещей, при котором можно было бы считать проблемы решёнными)
- Нахождение путей решения проблемы.
IV. Итоговый этап.
- резентация микрогрупп своей программы действий, направленных на решение проблемы (учащиеся представляют и обосновывают решение группы по кейсу).
- Учитель приводит примеры из проблемной статьи, связанной с данным кейсом.
- Заполнение оценочных листов. [Приложение 3]
- Итоговый круг «Интересное – полезное».
- Таблица «Что мне было известно по данной теме», «Что нового я узнал».
- Прием «плюс-минус – вопрос» (позитивная информация – это «плюс», неинтересная – это «минус», наиболее интересные и актуальные факты – это «вопрос»).
V. Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: «Каждый ли человек может быть необыкновенным?»
Аргументируйте свой ответ.