Подготовка к ЕГЭ "Каждый человек может быть необыкновенным". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Тип урока: урок-практикум.

Цель урока: подготовка к выполнению задания уровня «С» ЕГЭ.

Методическая цель: использование образовательной технологии «Анализ конкретной ситуации» в процессе анализа кейса и выработки решений.

Образовательные задачи:

  • Готовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста(часть С ЕГЭ);
  • формировать ЗУН, необходимых для жизни в обществе: развитие умения давать развернутый ответ, привлекать собственный социальный опыт, умение работать в группе, сотрудничая со взрослыми и сверстниками, умение принимать решение в условиях выбора, в том числе и нестандартные;
  • развивать коммуникативную компетенцию;
  • формулировать учебную задачу и решать её;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту окружающего мира, красоту духовного мира других людей;
  • формировать необходимость общения людей друг с другом; воспитывать потребность вести ЗОЖ;

Развивающие:

  • развивать у учащихся творческие умения, познавательные способности: речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;
  • развивать эмоции.

Оборудование: Памятки для учащихся «Кодекс поведения», иллюстрации, раздаточный материал, кейс, оценочные листы, аудиозапись «Как прекрасен этот мир».

Содержание учебного занятия 

I. Подготовительный этап.

  1. Выбор кейса

Прошлым летом я гостила у дальней родственницы в небольшой зауральской деревушке. Моя тетушка, полуграмотная деревенская старуха, преподнесла жизненный урок. Она рассказывая о своей судьбе, о тяжелой безмужней доле, о военных годах, о тесной связи ее жизни с судьбой всей страны. В ее рассказе не было ни обиды, ни злости, а только некое смирение и бесконечная любовь к жизни, вера в людей. Ее взрослые сын и дочь жили далеко, в столице, последний раз приезжали лет пять назад… Эта женщина открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдешь в самой образованной среде.
Соседский мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повел меня на берег реки. Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привел?! Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман – из тумана вдруг послышались звуки. Я не сразу поняла: это был рожок. Древний пастушеский рожок – почти забытое искусство. Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение – все вокруг озарилось фантастическим светом. Глаза мальчика заблестели. Он смотрел и смотрел… Не знаю, что запомнилось мне острее: заходящее сквозь туман солнце и далекие звуки рожка, вдохновенное лицо мальчика или испещренное морщинами, но удивительно светлое и мудрое лицо пожилой женщины.
Я была потрясена до глубины души. Что это за люди, особенные, необыкновенные?
Духовное богатство, богатый внутренний мир… Все про это говорят, но никто не знает, что это значит. Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к искусству. Так я думала до поездки в далекую зауральскую деревню.

  1. Преобразование пространства класса для групповой работы.
  2. Проведение консультаций по работе с кейсом, знакомство с правилами презентации и участия в дискуссии. [Приложение 1]
  3. Подготовка приложений к кейсу (Подбор иллюстраций, раздаточный материал).

II. Ознакомительный этап.

  1. Слово учителя. Актуализация знаний но теме: целеполагание, практическая
    • направленность урока (подготовка к выполнению части С ЕГЭ), развитие умения давать
    • развернутый ответ, обращать внимание на детали, привлекать дополнительную
    • информацию, умение работать в группе.
  2. Прослушивание аудиозаписи песни «Как прекрасен этот мир»
  3. Знакомство с кейсом, составление кластера или опорного конспекта.
  4. Пересказ содержания кейса (по цепочке).

При этом учитель напоминает, что пересказ должен быть безоценочным.

III. Аналитический этап (работа в группах).

  1. Постановка учителем прямых или скрытых вопросов:
    • Не напоминает ли вам эта история какую-либо знакомую ситуацию?
    • Сталкивались ли вы с чем-нибудь подобным ранее?
    • Как вы относитесь к этой ситуации?
    • Является ли она злободневной?
    • Какие проблемы она поднимает?
  2. Проблемный анализ кейса в группах. [Приложение 2]
  3. Определение критериев оценивания ситуации. (Такое положение вещей, при котором можно было бы считать проблемы решёнными)
  4. Нахождение путей решения проблемы.

IV.  Итоговый этап.

  1. резентация микрогрупп своей программы действий, направленных на решение проблемы (учащиеся представляют и обосновывают решение группы по кейсу).
  2. Учитель приводит примеры из проблемной статьи, связанной с данным кейсом.
  3. Заполнение оценочных листов. [Приложение 3]
  4. Итоговый круг «Интересное – полезное».
    1. Таблица «Что мне было известно по данной теме», «Что нового я узнал».
    2. Прием «плюс-минус – вопрос» (позитивная информация – это «плюс», неинтересная – это «минус», наиболее интересные и актуальные факты – это «вопрос»).

V. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «Каждый ли человек может быть необыкновенным?»

Аргументируйте свой ответ.