Цель урока: познакомить учащихся с понятием « сложные слова», показать на примерах принцип образования сложных слов;
Задачи урока:
- учить образованию сложных слов с путем сложения корней; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; дать понятие «соединительная гласная»;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативную сторону речи;
- воспитывать культуру интеллектуального труда;
- коррегировать речемыслительные процессы, зрительное восприятие.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.
Вид урока: комбинированный, с применением проблемно-диалогической технологии.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Межпредметные связи: русский язык, психология, чтение.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.
Речевой материал: сложное слово
Подготовка к уроку: класс разделён на 3 группы (минимальный уровень, средний уровень, высокий уровень).
№ этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения | Результат этапа |
1. | Мобилизующее начало урока. Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность. Психологический настрой. (см. Приложение 1). |
Читает текст настроя. | Слушают с закрытыми глазами, воспринимают | Словесные Слайд № 1. |
Готовность уч-ся к уроку, организация внимания. |
2. | Актуализация знаний Цель: актуализировать представления о понятиях «корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний. Речевая разминка: Как-то много лет назад – Прочитайте с интонацией радости, восхищения. |
Демонстрирует слайд № 2.
Демонстрирует слайд № 3 Демонстрирует слайд № 4. |
Учащиеся читают текст стихотворения 2-4 раза с разной интонацией.
Самопроверка. |
Словесные
Слайд № 3 Слайд № 4 |
Принятие уч-ся цели занятия
Подготовка речевого аппарата к процессу говорения на уроке.
Составлена группа однокоренных слов. Выполнены корректирующие действия. |
3. | Постановка проблемы Цель: определить тему урока. Дан ребус: Какое слово получилось? – Как называют слова, имеющие два корня? – Какую цель мы поставим перед собой? – Ребята, сегодня нам предстоит провести исследовательскую работу, в результате которой мы найдём новый способ образования слов. |
Демонстрирует слайд № 5
Подведение к теме урока. Подведение к формулировке цели. |
Разгадывают ребус По одному от каждой группы дети выходят к доске
и записывают свои варианты ответа.
Высказывают предположения. Определяют тему урока, прочитав определение Ставят цель урока |
Слайд № 5 Ребус.
Слайд № 6
Слайд № 8
Слайд № 7 |
Усвоение нового материала, определена цель урока, тема. |
4. | Проектирование и фиксация нового
знания Цель: формировать умение образовывать слова. – Даны пары слов. Какие слова можно получить, соединив корни? Камни, падать – При помощи чего вам удалось соединить корни? |
Демонстрирует слайд № 9 Задаёт вопрос. |
Выделяют корни слов.(устно) Высказывают предположения. |
Слайд № 9 |
Формирование умения образовывать новые слова. |
5. | Физминутка 1) Пыль
увижу-заворчу, 2) За дымком, за свистком 3) Он в безбрежном океане 4) Кто один имеет рог? 5) Кубарем с горы скатился – На какие группы вы сможете разделить эти слова? (с О, Е) |
Учитель загадывает загадки | Дети с помощью пантомимы и звуков
изображают предмет-отгадку.
Деление слов на 2 группы. Проверка. Вывод. |
Слайд № 10 Поочерёдно появляются слова на экране
Слайд № 11 Слова разбиты на 2 группы |
Расслабление, отдых уч-ся,
артикуляционная гимнастика, двигательная.
Выполнена группировка слов. |
6. 7. |
Наблюдение над соединительной
гласной в сложных словах Цель: подвести к формулированию правила написания соединительных гласных в сложных словах. – Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других – Е? – А теперь проверим: правильный ли вывод мы сделали?
Упражнения в правописании сложных слов Цель: развивать умение образовывать и
записывать сложные слова. Задание для 1 группы (минимальный уровень)
Задание для 2 группы (на карточках)
|
Задаёт проблемный вопрос, даёт время для обсуждения. Выслушивает ответы уч-ся.
Контроль, координация работы уч-ся.
Устная работа с 1 группой. Учить строить полный ответ. |
Обсуждение в группах Читают правило, стр. 37
Работа в группах.
2 группа – работа по карточкам
2-3 группы – |
Словесные
Наглядные
Слайд № 12
Слайд №13 |
Вывод, формулирование правила Формирование умения образовывать и записывать слова, выделять корни, подчёркивать соед. гласные. |
8. | Зарядка для глаз –
Посмотрите на экран. – Какими чертами характера обладаете вы? – Когда мы употребляем эти слова? светловолосый – Какие черты своей внешности вы можетеописать сложными словами? – Напишите, как назовёте человека, у которого: Добрая душа |
Прочитайте слова. Даёт задание |
Объясняют смысл слов. Называют черты характера. Ответы уч-ся. Дети называют внешние признаки.
Работа в тетради Самопроверка |
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17 |
Расслабление, умение называть черты характера человека, его внешности. |
9. | Рефлексия учебной деятельности Цель: оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы. – Что такое сложные слова?
Выберите верный ответ: |
Представляет алгоритм. Оценивает деятельность уч-ся на уроке. |
Выбирают верный ответ. Анализируют свою деятельность на уроке. |
Слайд № 18 |
Закрепление понятия. Анализ собственной деятельности на уроке. |
10. | Домашнее задание 1) Вы хотите
поиграть? 2) Хочешь знания проверить? 3) Творческое задание: сочинить сказку, используя в ней сложные слова. |
Даёт пояснения, рекомендации по выполнению заданий. | Выбирают тип задания, № задания. | Слайд № 19 | Выбор задания по силам. |