Успешное овладение младшими школьниками такой грамматической категорией как род имени существительного будет способствовать развитию правильности, точности и логичности их речи. Однако усвоение данной темы представляет собой значительные трудности для учащихся. Чтобы облегчить процесс усвоения сложных понятий, в обучении младших школьников широко применяется в последнее время различный занимательный материал, создаются игровые ситуации. Эти приемы способствуют активизации процесса обучения, развивают познавательную активность детей. Игровые ситуации могут быть созданы, используя загадки. Кроме того, в загадках скрыты огромные возможности для успешного обучения учащихся категории рода имен существительных.
В результате анализа текстов русских загадок я пришла к следующему:
1. Отгадка практически любой загадки представляет собой имя существительное.
2. Два основных способа построения образа в загадке (описание и замещение) предполагают единство предмета отгадывания и его описания в самой загадке не только в смысловых (выбираются только наиболее характерные признаки, свойства, функции предмета отгадывания), но и в грамматических связях (по грамматическим характеристикам слов, употребляемых для описания предмета в загадке, можно определить род и число самого загадываемого предмета).
3. По способу выражения категории рода имени существительного-отгадки в тексте самой загадки все загадки можно разделить на следующие группы:
-
Способ выражения – флексии существительного-заместителя:
Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу…
(клякса) -
Флексии прилагательных, характеризующих существительное-отгадку:
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой…
(дым)
флексии кратких прилагательных:
Я бел как снег
В чести у всех…
(сахар)
Мала, а проворна,
Где бывает, там повелевает…
(блоха) -
Различные местоимения, указывающие на загадываемый предмет:
-
личные:
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
(кисточка) -
падежные формы личных местоимений (только для женского рода):
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(резинка)
В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.
(река) -
указательные:
Кто такая? Каши зачерпнет –
И отправит в рот.
(ложка) -
определительные:
Сама холодная, а людей жжет.
(крапива)
-
-
Флексии прошедшего времени глагола:
Очень к вам хотело,
Ехало, летело…
(письмо) -
Флексия числительного один:
Между двух светил
Посредине один.
(нос)
4. Помимо указанных в классификации морфологических и синтаксических средств выражения категории рода имен существительных, в русских загадках часто встречается лексический принцип выражения рода. Это обусловлено тем, что при замещении, неодушевленный предмет замещается словом, обозначающим одушевленный предмет:
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(мороз).
В процессе работы я пришла к выводу, что, во-первых, учащиеся начальной школы определяют род имен существительных единственным традиционным способом, который не всегда приводит к правильному результату; во-вторых, большое количество ошибок допускается учащимися при определении рода слов, распределение которых по родам подчиняется традиционно-нормативному принципу. Это так называемые “трудные случаи“, которые получили закрепленность в системе языка в синтагматике, то есть для них речевое окружение имеет особенное значение, так как это единственное средство выражения рода таких имен существительных; в-третьих, несмотря на то, что основной способ определения рода имени существительного для учащихся – это подстановка личных и притяжательных местоимений, третьеклассникам доступно определение рода существительного по его различным средствам выражения, так как учащиеся этого возраста уже имеют достаточный и необходимый для данной операции уровень грамматических знаний и умений.
Исходя из этого, я считаю, что эффективному усвоению категории рода имени существительного учениками начальной школы будут способствовать следующие условия:
- формирование у учащихся умения видеть различные средства выражения категории рода имени существительного;
- определение рода существительного, взятого не изолированно, а в его речевом оформлении;
- обучение способу определения категории рода имени существительного по его синтаксическим средствам выражения на материале русских загадок.
- Формирование у третьеклассников умения определять род имени существительного по его синтаксическим средствам выражения и умения видеть различные средства выражения категории рода существительного.
Обучение я провожу при изучении темы «Род имени существительного» на материале русских загадок в несколько этапов:
1 этап. Ознакомление учащихся с лексическими связями в выражении рода существительных (1 урок).
2 этап. Знакомство детей с морфологическими средствами выражения рода (2 урока).
3 этап. Формирование у третьеклассников умения определять род имен существительных по синтаксическим средствам выражения (4 урока).
На первом этапе учащимся был предложен ряд загадок, в которых отсутствуют иные средства выражения, кроме лексических, и было дано следующее задание: определи род предполагаемого существительного-отгадки с помощью текста самой загадки. Выпиши в столбик те слова или словосочетания из каждой загадки, которые помогли тебе в этом.
В результате из загадок:
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
Старик у ворот
Тепло уволок,
И не бежит,
И стоять не велит.
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям ночует, коноплю ворует.
Сидит баба на грядках,
Вся в заплатках.
Кто ни взглянет,
Тот заплачет.
Большинство учащихся выписали соответственно слова красная девица, старик, мальчишка, баба. Далее беседа с детьми строилась следующим образом:
Учитель (вслед за детьми записывает данные слова на доске в столбик): Теперь давайте вместе с вами отгадаем эти загадки и запишем отгадки напротив выделенных нами слов.
В результате на доске получается следующая запись:
красная девица – морковь
старик – мороз
мальчишка – воробей
баба – луковица
Учитель: Подумайте и скажите мне, чем похожи и чем отличаются имена существительные первого и второго столбиков.
Дети: они совпадают в парах по роду, отличаются же тем, что существительные первого столбика – одушевленные, а второго – неодушевленные.
Учитель: Род каких существительных вам легче определить?
Дети: Существительных первого столбика.
Учитель: Почему?
Дети: Потому что девица, например, - это девочка. Она женского рода, потому что не мальчик.
Учитель: То есть одушевленные существительные мужского и женского рода всегда принадлежат к какому-либо полу: или мужскому, или женскому. Возьмем пару слов девушка – юноша. Какого рода первое существительное? А второе? Почему вы так решили?
Дети: Девушка – женского рода, потому что она женского пола, юноша – мужского рода, потому что это он, то есть мужского пола.
Учитель: Верно. Придумайте еще несколько аналогичных пар имен существительных.
Дети : кот – кошка, собака – пес, мальчишка – девчонка, бабушка – дедушка, медведь – медведица, тетя – дядя, учитель – учительница.
Учитель: Теперь, кто нам сделает вывод о том, как можно определить род одушевленных существительных?
Дети: Надо определить, какого пола это существительное.
Учитель: Но в русском языке бывают существительные не только мужского и женского рода, но и среднего. Почему же мы ничего не сказали сегодня о них? Вспомните, о каких существительных сегодня шла речь?
Дети: Об одушевленных. Но среднего пола же не бывает?!
Учитель: Значит и одушевленных существительных среднего рода также не бывает.
На втором этапе происходит ознакомление учащихся с двумя главнейшими принципами распределения существительных по родам: морфологическим и лексико-морфологическим, которым подчиняются многие имена существительные русского языка, через анализ флексий существительных.
На последнем этапе необходимо осуществить серию уроков, каждый из которых будет направлен на обучение учащихся умению определять категории рода имен существительных с помощью одного синтаксического средства. Все занятия органически включаются в темы, изучаемые детьми, и занимают от урока 15-20 минут. Занятия проходят по темам «Определение рода имени существительного по согласованным с ним личным местоимениям», «Определение рода имени существительного по глаголу в форме прошедшего времени», «Определение рода имени существительного по флексиям согласуемым с ним полных имен прилагательных»
Пример занятия 3, направленного на формирование у учащихся умения определять категорию рода имен существительных по флексиям согласуемым с ним полных имен прилагательных (проводится при изучении темы “ Склонение имен прилагательных” ). После ознакомления учащихся с флексиями имен прилагательных мужского, женского, среднего рода единственного числа в именительном падеже, учитель задает вопрос: как же определить род имени прилагательного, на который дети отвечают, что нужно определить род существительного, которое согласовано с прилагательным, и соответственно, род прилагательного будет такой же. После чего учитель предлагает определить данным способом род прилагательного в словосочетании теплое какао. Мнения учащихся по поводу рода естественно разошлись, так как часть детей определили какао как существительное мужского рода, а часть как среднего. Тогда учитель предлагает сравнить флексии прилагательных разных родов, указанных в таблице и выясняется, что все они различны. После этого учитель спрашивает, можно ли определить род прилагательного по окончанию. Дети приходят к выводу, что можно, так как в именительном падеже единственного числа в каждом роде у прилагательного свое, отличное от других, окончание. Затем учитель говорит:
– А давайте посмотрим, можно ли по прилагательному определить род существительного, с которым оно согласовано. Послушайте загадки и попробуйте по прилагательному определить род предполагаемого существительного-отгадки:
Мохнатенькая, усатенькая,
Сядет – песенку поет.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
После работы с загадками учитель предлагает учащимся определить род существительного какао в уже известном словосочетании “теплое какао“.
Дети рассуждают следующим образом: ”Определить род существительного я не могу, но у него есть прилагательное, с которым оно согласовано. Смотрю на прилагательное, окончание -ое среднего рода, значит, прилагательное теплое среднего рода. И какао тоже среднего рода.
После таких занятий можно говорить о том, что учащиеся овладевают большим количеством различных способов определения категории рода существительных. Они допускают меньшее количество ошибок при осуществлении данной операции, так как владеют не только традиционным способом при определении рода, но и выявляют различные средства выражения рода. Это умение в совокупности с применяемым способом определения рода приводит к большей результативности.