Цель урока: расширить знания учащихся о предлогах, как служебной частью речи.
Задачи урока (УУД):
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Сформировать опыт выполнения и устранения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Р.Н.Бунеев; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Контингент участников: учащиеся 2-го класса (9 лет).
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
План урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.
- Проверка и оценивание самостоятельной работы.
- Рефлексия УД на уроке.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
1. Работа со словарными словами:
Ш*л, х*р*ший, м*ро*, под, за*ц, р*ботать, л*монный. Слайд 1 (Презентация).
а) Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой). Какие орфограммы встретились в словах? Что общего в этих словах?
б) Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему?
- Кто знает, как можно назвать слово под?
- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
1. Объявление темы урока и постановка целей.
- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.
2. Выполнение упражнение по карточкам.
После долгой зимы медведь проснулся (где?) …. Сел Иван (на кого?)…. Затеяли Иванушка (с кем?) … пир. Я мечтаю (о ком?) ….
- Отвечая на вопросы, вы что вставляли? Слова употребляли с чем? Использовали какие предлоги: в, на, с, о. Можно ли к предлогам задать вопрос?
- Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 4
Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 5
- Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 6.
- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 7.
- Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Цепочкой).
- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
- Правильно, предлоги дружат с именами существительными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 8.
Предлог Имя существительное Предлог Глагол
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 9.
- Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, что нужно помнить?: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 10, 11
IV Первичное закрепление во внешней речи.. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
- Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 12.
(С ) неба сыпал лёгкий снег. Снежинки долетали (до) земли. Они садились (на) крыши и скамейки.
Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.
Физкультминутка
V. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа (репродуктивно-продуктивном уровень).
Упражнение 3 стр. 70 учебника.
2 группа (продуктивном и творческом уровнях).
Упражнение 113 стр. 69 учебника.
- Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 13.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием). Слайд 13.
VI. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
1. Обобщение знаний о предлоге.
- Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
- Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
- Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.
2. Тест-опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
1. Выбери верное утверждение. Слайд 14
А. Предлоги не служат для связи слов в
предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в
предложении.
2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3. Предлоги с другими частями речи пишутся:
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4. Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. По танцевал.
Б. За школой.
В. На писать.
5. В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 14.
Итог. Слайд 15
VII. Домашнее задание.
1. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.
VIII. Рефлексия.
Оценим свою деятельность. Давайте представим, что нам сейчас нужно нарядить новогоднюю ёлку. Возьмите один из трёх шариков, лежащих у вас на партах.
Если вам было интересно на уроке, и вы всё поняли, не допустили ни одной ошибки, то возьмите красный шарик.
Если возникали затруднения, то синий шарик; если осталось много непонятного, то жёлтый шарик.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.