Цели урока
- Образовательные: систематизировать, обобщить, углубить сведения по разделу «Фонетика. Графика. Орфография»; повторить правописание гласных и согласных в корне слова; правописание разделительных Ъ и Ь.
- Развивающие: формировать навыки учащихся ( поиск, осмысление, обработка найденной информации, умение использовать полученную информацию); выработать прочные орфографические и пунктуационные навыки.
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности , пробудить бережное отношение к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами; вооружить навыками выразительного чтения.
Ход урока
I. Орг. момент. (Использование мелодии «В гостях у сказки».)
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок повторения. Мы отправимся в волшебное королевство «Фонетика». Нас ждут необычайные приключения, в которых вы должны показать всё, что узнали по теме «Фонетика. Графика. Орфография».
- Постойте, вот пришло письмо. От кого оно? А письмо от министра образования Калужской области. Давайте его прочитаем.
Уважаемые ребята, ученики 5 класса.
В нашу Калужскую область приехали (по программе обмена) два ученика.
Цель их пребывания – получение знаний по теме «Фонетика».
По нашим сведениям, эти ученики не старались на уроках русского языка и заблудились в волшебном королевстве «Фонетика».
Прошу вас, ребята, помогите отыскать их.
…декабря.20...г.
Министр образования Калужской области ……………………..
- Ну что, ребята, поможем? Отправляемся, а поможет нам в путешествии карта. Подписываем число, классная работа. Тема Путешествие в страну «Фонетика».
II. Путешествие.
- Вот мы находимся перед воротами в королевство «Фонетика». Ворота закрыты на большой замок. Попасть в королевство будет непросто. Вход в него охраняют два стражника. Кто это такие? (Это разделительные Ъ и Ь).
1. - Чтобы ворота открылись, нужен ключ. А ключ от замка – правильно выполненные задания.
- Ребята, ответьте на вопросы.
1) Что изучает фонетика?
2) Что изучает графика?
3) Что изучает орфоэпия?
- Мы знаем, что разделительные твёрдый и мягкий знаки – буквы, которые звуков не обозначают. Они часто обижаются. Давайте сейчас запишем слова, графически объясним написание разделительных Ь и Ъ.
Крылья, вьётся, объявление, разъезд, соловьи, разъяснить, въезд, льётся, съехать, вьюга, бьёт.
- Итак, на какое правило данные слова? (Правописание Ъ и Ь).
- Когда пишется разделительный Ъ? (После приставки на согласный перед буквами Е, Е, Ю, Я).
- Когда пишется разделительный Ь? (В корне перед буквами Е, Е, Ю, Я и перед И).
- Мы свободно можем пройти в королевство, так как ключ получен.
2. - Ребята! Перед нами раскинулась долина « Орфография».
- Чтобы её преодолеть, нам надо вспомнить орфографические правила, правильно написать слова, выделить орфограммы и ответить на вопросы по теме «Орфография». (Писать будем словосочетания в строчку, через запятую, выделяя орфограммы графически).
Осветить лес, низкие берега, сладкий запах, спешили собрать урожай, хороший улов, появиться на горизонте, проливной дождь, повеяло прохладой.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Что надо делать со словами, в которых гласную нельзя проверить ударением?
- Вспомните правило написания согласных в корне слова.
Вопросы по теме «Фонетика».
- Найдите 2 слова, в которых звонкий согласный заменяется парным ему глухим? Над словом подпишем звук, который мы слышим. (Улов, дождь, низкие.)
- По вариантам:
1 вариант: Найдите 2 слова, в которых букв больше, чем звуков. (Дождь, собрать, осветить, появиться)
2 вариант: Найдите 2 слова, в которых звуков больше, чем букв. (Низкие, повеяло).
- Выпишите слова с новой строки, запишите транскрипцию, подсчитайте количество букв и звуков.
- Сделать выводы:1) буквы Ъ и Ь звуков не обозначают;
2) буквы Е, Е, Ю, Я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают по два звука.
- Долина «Орфография» пройдена. Отправляемся дальше.
3. - Смотрите, ребята! Перед нами новое препятствие – река «Ударения и Произношения».
- Кто-то разрушил мост. И этот кто-то плохо изучил «Орфоэпию».
- Нам надо правильно расставить ударение в словах и произнести слова без ошибок. (Устное задание.)
- Если вы неправильно будете отвечать, то мы не сможем перейти через реку и помочь иностранным ученикам.
Алфавит, портфель, ателье, досуг, тема, километр, скучно, фонетика, магазин, чтобы, модель, музей.
- Вывод: ударение в русском языке не прикреплено к определённому слогу в слове. Оно свободное, подвижное. Буква е может указывать на мягкость согласных, а в некоторых словах иностранного происхождения мягкость не обозначает.
- Мы прошли большую часть пути, осталось совсем немного.
4. - Но что это?!
- Перед нами фруктовый сад « Алфавит». Деревья разрослись так, что не пройти.
- Чтобы справиться с этой проблемой, надо расставить слова в алфавитном порядке. И путь будет свободен.
- У вас на партах лежат листочки с заданием. Перепишите слова, располагая их по алфавит.
Портрет, апельсин, оранжевый, баскетбол, спасибо, жюри, рюкзак, вокзал.
5. - Вот и дворец.
- В королевстве «Фонетика» правят король Звук и королева Буква. Все подчиняются строгим правилам.
- Смотрите, вот и ученики. Почему они расстроены? Да они держат экзамен перед королём и королевой.
- Давайте им поможем и выполним задание.
а) – Найдите предложение, соответствующее схеме: [1 ],и [2 ]. Знаки не проставлены.
- Выпишите это предложение, подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.
1) Опять отворилась дверь и вошёл хозяин со свечой.
2) Кот покорно лёг на свой матрасик и закрыл глаза.
б) Произведите фонетический разбор слов: вошёл, свечой, опять.
- Молодцы! Мы отыскали учеников. Надеемся, что в будущем они будут больше времени уделять изучению русского языка и не попадать в неприятные ситуации.
III. Итог.
- Что сегодня повторили?
1) Правописание гласных и согласных в корне слова.
2) Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
3) Ударение и произношение.
4) Синтаксис.
5) Фонетический разбор.
- А самое главное, мы побывали в сказочном королевстве и получили, я надеюсь, большой положительный заряд бодрости.
- На дом:
1) подготовиться к диктанту.
2) упражнение 315.