Урок по теме "Систематизация и обобщение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография"

Разделы: Русский язык


Цели урока

  1. Образовательные: систематизировать, обобщить, углубить сведения по разделу «Фонетика. Графика. Орфография»; повторить правописание гласных и согласных в корне слова; правописание разделительных Ъ и Ь.
  2. Развивающие: формировать навыки учащихся ( поиск, осмысление, обработка найденной информации, умение использовать полученную информацию); выработать прочные орфографические и пунктуационные навыки.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности , пробудить бережное отношение к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами; вооружить навыками выразительного чтения.

Ход урока

I. Орг. момент. (Использование мелодии «В гостях у сказки».)

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок повторения. Мы отправимся в волшебное королевство «Фонетика». Нас ждут необычайные приключения, в которых вы должны показать всё, что узнали по теме «Фонетика. Графика. Орфография».

- Постойте, вот пришло письмо. От кого оно? А письмо от министра образования Калужской области. Давайте его прочитаем.

Уважаемые ребята, ученики 5 класса.

В нашу Калужскую область приехали (по программе обмена) два ученика.

Цель их пребывания – получение знаний по теме «Фонетика».

По нашим сведениям, эти ученики не старались на уроках русского языка и заблудились в волшебном королевстве «Фонетика».

Прошу вас, ребята, помогите отыскать их.

…декабря.20...г.

Министр образования Калужской области ……………………..

- Ну что, ребята, поможем? Отправляемся, а поможет нам в путешествии карта. Подписываем число, классная работа. Тема Путешествие в страну «Фонетика».

II. Путешествие.

- Вот мы находимся перед воротами в королевство «Фонетика». Ворота закрыты на большой замок. Попасть в королевство будет непросто. Вход в него охраняют два стражника. Кто это такие? (Это разделительные Ъ и Ь).

1. - Чтобы ворота открылись, нужен ключ. А ключ от замка – правильно выполненные задания.

- Ребята, ответьте на вопросы.

1) Что изучает фонетика?

2) Что изучает графика?

3) Что изучает орфоэпия?

- Мы знаем, что разделительные твёрдый и мягкий знаки – буквы, которые звуков не обозначают. Они часто обижаются. Давайте сейчас запишем слова, графически объясним написание разделительных Ь и Ъ.

Крылья, вьётся, объявление, разъезд, соловьи, разъяснить, въезд, льётся, съехать, вьюга, бьёт.

- Итак, на какое правило данные слова? (Правописание Ъ и Ь).

- Когда пишется разделительный Ъ? (После приставки на согласный перед буквами Е, Е, Ю, Я).

- Когда пишется разделительный Ь? (В корне перед буквами Е, Е, Ю, Я и перед И).

- Мы свободно можем пройти в королевство, так как ключ получен.

2. - Ребята! Перед нами раскинулась долина « Орфография».

- Чтобы её преодолеть, нам надо вспомнить орфографические правила, правильно написать слова, выделить орфограммы и ответить на вопросы по теме «Орфография». (Писать будем словосочетания в строчку, через запятую, выделяя орфограммы графически).

Осветить лес, низкие берега, сладкий запах, спешили собрать урожай, хороший улов, появиться на горизонте, проливной дождь, повеяло прохладой.

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Что надо делать со словами, в которых гласную нельзя проверить ударением?

- Вспомните правило написания согласных в корне слова.

Вопросы по теме «Фонетика».

- Найдите 2 слова, в которых звонкий согласный заменяется парным ему глухим? Над словом подпишем звук, который мы слышим. (Улов, дождь, низкие.)

- По вариантам:

1 вариант: Найдите 2 слова, в которых букв больше, чем звуков. (Дождь, собрать, осветить, появиться)

2 вариант: Найдите 2 слова, в которых звуков больше, чем букв. (Низкие, повеяло).

- Выпишите слова с новой строки, запишите транскрипцию, подсчитайте количество букв и звуков.

- Сделать выводы:1) буквы Ъ и Ь звуков не обозначают;

2) буквы Е, Е, Ю, Я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают по два звука.

- Долина «Орфография» пройдена. Отправляемся дальше.

3. - Смотрите, ребята! Перед нами новое препятствие – река «Ударения и Произношения».

- Кто-то разрушил мост. И этот кто-то плохо изучил «Орфоэпию».

- Нам надо правильно расставить ударение в словах и произнести слова без ошибок. (Устное задание.)

- Если вы неправильно будете отвечать, то мы не сможем перейти через реку и помочь иностранным ученикам.

Алфавит, портфель, ателье, досуг, тема, километр, скучно, фонетика, магазин, чтобы, модель, музей.

- Вывод: ударение в русском языке не прикреплено к определённому слогу в слове. Оно свободное, подвижное. Буква е может указывать на мягкость согласных, а в некоторых словах иностранного происхождения мягкость не обозначает.

- Мы прошли большую часть пути, осталось совсем немного.

4. - Но что это?!

- Перед нами фруктовый сад « Алфавит». Деревья разрослись так, что не пройти.

- Чтобы справиться с этой проблемой, надо расставить слова в алфавитном порядке. И путь будет свободен.

- У вас на партах лежат листочки с заданием. Перепишите слова, располагая их по алфавит.

Портрет, апельсин, оранжевый, баскетбол, спасибо, жюри, рюкзак, вокзал.

5. - Вот и дворец.

- В королевстве «Фонетика» правят король Звук и королева Буква. Все подчиняются строгим правилам.

- Смотрите, вот и ученики. Почему они расстроены? Да они держат экзамен перед королём и королевой.

- Давайте им поможем и выполним задание.

а) – Найдите предложение, соответствующее схеме: [1 ],и [2 ]. Знаки не проставлены.

- Выпишите это предложение, подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.

1) Опять отворилась дверь и вошёл хозяин со свечой.

2) Кот покорно лёг на свой матрасик и закрыл глаза.

б) Произведите фонетический разбор слов: вошёл, свечой, опять.

- Молодцы! Мы отыскали учеников. Надеемся, что в будущем они будут больше времени уделять изучению русского языка и не попадать в неприятные ситуации.

III. Итог.

- Что сегодня повторили?

1) Правописание гласных и согласных в корне слова.

2) Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

3) Ударение и произношение.

4) Синтаксис.

5) Фонетический разбор.

- А самое главное, мы побывали в сказочном королевстве и получили, я надеюсь, большой положительный заряд бодрости.

- На дом:

1) подготовиться к диктанту.

2) упражнение 315.