Глагольная форма – причастие. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Введение.

Одним из важнейших требований современной лингводидактики в свете школьной реформы является разработка конкретных научно обоснованных апробированных в школьной практике межпредметных связей. Опыт показывает, что отсутствие учета межпредметных связей приводит к недостаточной выработке ассоциативных связей, непрочному усвоению программного материала.

Межпредметная связь русского языка с литературы прочно вошла в нашу практику. Многие уроки русского языка начинаем с чтения художественных произведений, стихотворений или с краеведческих материалов. Связь русского языка с историей проявляется, прежде всего в широком привлечении на уроках материалов по описанию выдающихся открытий и изобретений. Связь с математики, биологии осуществляется включением в учебник текстов об ученых, об истории научных открытий и т. д.

Прежде всего, через уроки мы стараемся воспитать гражданина и патриота России, Якутии. Учим принятию духовно– нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Разработали урок для 6 класса по теме “Причастие”. При изучении причастия мы сталкиваемся с трудностями усвоения чуждой, незнакомой детям формы и конструкции. Поэтому, чтобы облегчить усвоение причастия работаем с краеведческими материалами. Тексты близки и понятны учащимся.

Цель данной методической разработки – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс. Содержание урока соответствует образовательной программе “Школа России”. По программе отведено 4 часа.

Основной метод урока – частично – поисковый.

Форма проведения – сочетание различных организационных форм: работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью.

Тип урока: урок – повторение знаний с мультимедийной презентацией.

Структура урока: Ф – фронтальная работа, П – работа в постоянных парах, И – индивидуальная работа, Г– групповая работа.

Для расширения возможности усвоения материала учащимся на этапе закрепления и подведения итога урока включены слайды. На уроке организуется самоконтроль взаимоконтроль учащихся для выявления пробелов и затруднений по изучаемой теме. С позиции рефлексии ученик продвигается к успеху на основе осмысления им сути учебно-познавательной деятельности.

Учебник: стр. 54–90 (2 часть).

Время проведения: 3 четверть.

Тематическая направленность урока – мир родной природы.

Триединая цель урока:

1. Образовательный аспект:
– совершенствование умений узнавать в тексте причастия;
– способствовать предупреждению орфографических ошибок;
– упражняться в правописании причастий

2. Воспитательный аспект:
включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения;
воспитывать чувство товарищества, способности к взаимопомощи;
– формирование нравственных качеств (любовь к родной природе, к родному краю)

3. Развивающий аспект:
развивать умение обобщать, анализировать. Объяснять и высказывать свое мнение;
совершенствовать умение самоконтроля, взаимоконтроля;
– развивать познавательный интерес, мышление и внимание.

Оборудование:
– карточки, интерактивная доска;
– учебник русской литературы (М. В. Черкезова);
– словарь Ожегова;
– материалы по краеведению;
– ИКТ (презентация) ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный этап 1 слайд
  2. Повторение пройденной темы “Причастие”
  3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. (слайды)
  4. Закрепление темы
    А) Проверка домашнего задания
    Б) Актуализация знаний. Повторение правил. Слайды
    В) Работа по тексту. Где причастие, суффиксы причастий (работа в парах)
    Г) Словарная работа (фронтальный опрос)
    Д) Выразительное чтение текстов (индивидуальная работа)
    Ж) Дифференцированная письменная самостоятельная работа (работа в группах)
  5. Итог, рефлексия.

Учитывая разные психофизиологические особенности учащихся, включаем дифференцированное обучение. Разумная постановка образования требует дифференциации и индивидуального подхода к ученикам, что позволить каждому проявить себя, утвердиться как личность, достойная уважения. Поэтому мы разделили учебный материал на задания разной степени сложности.

Такие уроки помогают нам повысить творческую активность, самостоятельность учащихся, усилить развивающую и воспитывающую функцию обучения, формировать у школьников умения учиться, применять знания на практике, привить им вкус к самообразованию.

Организационная форма

Ход урока

Формирование универсальных учебных действий Деятельность учителя Деятельность ученика

Ф

Организационный момент.

Коммуникативные УУД.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

1. Приветствие.

Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода?

1. Приветствие, рапорт дежурного.

Сегодня…

И

 

Ф

 

 

 

 

2. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы урока

Регулятивные УУД.

– Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно.

– Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов.

2. (Приложение) Слайд 1. По слайдам расскажите о природе родного края. (Показ слайдов природы Амгинского улуса.)

Что вы можете рассказать об Енто-Хая? Кто побывал и видел Енто-Хая? Какие лесные ягоды растут в нашем селе? Подумай, чему мы должны научиться на уроке, что мы должны повторить?

2. Самостоятельная работа.

Ответы. Проверка. Комменторование ответов.

Целью урока является повторение правил на тему "Причастие".

 

 

 

П

Г

 

 

 

 

 

3. Познавательные УУД.

– Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты;

– самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для повторения материала

 

 

3. Закрепим знания о причастии, будем работать по группам.

Слайд 2. (на слайде предложение) “Неописуема красота Амгинских просторов: хрустальная прозрачность речной воды, причудливые столбы Енто-Хая, таежные леса, душистая земляника воспеты в песнях и стихах…”. (“Сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5Ц8 классов якутской школы”. В. С. Александрова). (Показ слайдов)

Найдите в этом предложении знакомые орфограммы. Есть ли в записанном предложении причастие, как вы определили причастие? Расскажите о причастии?

3. Орфограммы:

Приставки -при…-вос…

Приставка при пишется:

– присоединение, близость, неполное действие…

Приставка на -з, -с.

В приставках з пишется, если слово начинается с звонкой согласной, -с – с глухой согласной. Определили причастие по вопросу, суффиксу…

Г

 

Ф

 

 

 

 

И

 

 

 

 

И

 

 

 

4. Актуализация знаний.

Коммуникативные УУД.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

 

Познавательные УУД.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для работы.

 

5. Коммуникативные УУД.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное.

4. Закрепление. Выступают два ученика с докладами о причастии. Через слайд показываю план их сообщений (значение, признаки, роль в предложении и речи) и слова К. Д. Ушинского “Эту форму создал русский народ в своем стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость”.

Затем под диктовку первого ученика (с слайда) записываем текст:

Полились по широкому мокрому лугу, по зазеленевшимся холмам, по длинной пыльной дороге, по сверкающим кустам, по реке, стыдливо синевшей из – под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. (И. Тургенев)

Почему И. С. Тургенев поставил сначала алые, а потом красные?

– Какие значения имеет слово поток?

5. Следующая часть урока посвящается устной работе – выразительному чтению текстов об утре, заре, восходе солнца (если эти тексты не учили раньше, то их надо дать заранее к этому уроку из учебника русской литературы).

4. Выступают два ученика с докладами о причастии. (Сообщения учащихся рассчитаны на пять минут).

Ученик задает вопросы по тексту (найти причастия, назовите его морфологические признаки; выделите все орфограммы; объясните пунктуации)

Второй ученик (они работали до урока вместе с первым) задает вопросы по лексике:

– Подберите синонимы к слову алый, запишите их (красный, алый, пунцовый, кумачовый, рубиновый, гранатовый, пурпурный);

– Устное высказывание третьего ученика, заранее готовившего сообщение о слове поток (по словарю Ожегова).

5. Ученики читают стихи, тексты

Это ……

Г

 

 

 

 

 

6. Регулятивные УУД.

Определять правильность задания на основе сравнения заданиями, или на основе сравнения заданиями, или на основе различных образцов.

Коммуникативные УУД.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД.

Оценка ситуаций и поступков с общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

6. Дифференцированная письменная самостоятельная работа (15 минут) с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм.

 

 

 

6. Первая группа списывает отрывок из рассказа “Бежин луг” И. С. Тургенева.

– вторая группа составляет текст “Утро” с подходящими по смыслу причастиями;

– третья группа составляет текст по картине А. Пластова “Сенокос”;

– четвертая группа создает миниатюру “Какой рассвет!”

И

Ф

7. Итог, рефлексия.

Познавательные УУД.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучаемому материалу.

Личностные УУД.

Освоение личностного смысла учения, желание продолжить свою учебу.

Регулятивные УУД.

Оценка знания по параметрам, заранее представленным.

7. Учимся делать выводы.

Подведем наш урок. Чему научились? Что понравилось? Что показалось трудным? Выставление оценок, запись домашнего задания – из учебника литературы выписать предложения с причастиями о природе.

Карта самоконтроля ученика на уроке

Вид задания Максимальный балл Я набрал
1 Каллиграфия: (1 баллу)
  • правильность написания букв
  • аккуратность
2 балла
2 Орфограммы 5 баллов  
3 Выразительность чтения 5 баллов  
3 Составление текста с использованием причастий 6 баллов  
7 Знание темы “Причастие” 6 баллов  
  ИТОГ 24