Интегрированный урок в 7-м классе "Наречия на уроке алгебры"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели урока:

  • Общеобразовательные: обобщить знания по темам «Наречие» и «Разложение многочленов на множители»; показать использование наречий в научной речи и необходимость работы со словом не только на уроке русского языка, но и на уроке алгебры.
  • Воспитательные: воспитывать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность, формировать навыки учебного взаимодействия в группе.
  • Развивающие: развивать умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Систематизация и обобщение знаний учащихся о наречии и о различных способах разложения многочленов на множители.
  • Расширение представлений учащихся о роли наречий в тексте.
  • Рассмотрение нестандартных случаев разложения на множители.

Метапредметные

  • Развитие устной речи учащихся.
  • Развитие навыков анализа  и синтеза текста.
  • Формирование умений прогнозировать последствия коллективных решений.

Личностные

  • Повышение учебной мотивации учащихся.
  • Формирование способности к саморегуляции и самооценке.
  • Совершенствование монологической и диалогической речи.

Демонстрационный материал на уроке: компьютерная презентация Power Point – Приложение.

Методы и приёмы обучения: приемы информационно-коммуникационных, развивающих , технологий, технологии коллективного обучения.

Способы  формирования УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;  самовыражение: монологические высказывания разного типа. 

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.  

<СЛАЙД 1>

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Сегодня у нас необычный урок: интегрированный урок алгебры и русского языка по теме «Наречия». Что может объединять такие непохожие предметы, как алгебра и русский язык? На уроках русского языка мы учимся правильно говорить и писать, а на уроках алгебры – решать примеры и задачи, логически мыслить. Зачем на алгебре знания по русскому языку? Зачем на уроке русского языка математические навыки? И как понимать слова Максима Горького: «Слово – одежда всех мыслей, всех фактов»? <СЛАЙД 2>. Это вопросы, на которые мы сегодня постараемся ответить.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель математики: Сегодня на уроке мы обобщаем и повторяем материал по теме «Разложение на множители».  Какие способы разложения на множители мы знаем? 

Учащиеся отвечают: 

  1. Вынесение за скобку общего множителя,
  2. Способ группировки.
  3. Применение формул сокращенного умножения (разность квадратов, квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и разности, сумма и разность кубов).

<СЛАЙД 3>

Устная работа. Повторим устно эти способы (фронтальная работа). <СЛАЙД 4>

А теперь каждая группа должна решить свои задачи и расшифровать с помощью таблицы слово.

Работа в группах на карточках. <СЛАЙД 5>

Группа 1

Разложите на множители:

  1. 2a5 – 2a3
  2. 2а(a –b) – (b –a)
  3. 3x + 3x2 – y – xy
  4. Найдите значение выражения   a2 + ab + b2  при a = - 5, b = -  
  5. Представьте в виде произведения: (4a + 1)2  - (3a + 3)2   

Группа 2

Разложите на множители:

  1. ab2  + 3ab
  2. a(b –c) + c(c – b)
  3. 2a + b + 2a2  + ab
  4. Найдите значение выражения   a2 - 2ab + b2  при a = 12, b = - 3
  5. Представьте в виде произведения: 25  - 36pc2

Группа 3

Разложите на множители:

  1. 3x2  - 12
  2. 3(b –5) + a(5 – b)
  3. 6x + 7y + 42  + xy
  4. Найдите значение выражения  a2 - 4ab + b2  при a = , b = -
  5. Представьте в виде произведения: 100n4 – 121  

Группа 4

Разложите на множители:

  1. 14m2n  + 7mn2  
  2. x(y – 3) + y(3 – x)
  3. 2x + 7y + 14  + xy
  4. Найдите значение выражения 1 – 2a + a2   при a = 0,7
  5. Представьте в виде произведения: 49y2 – 64c2

Группа 5

Разложите на множители:

  1. – 30by – 6b2  
  2. b(2x + 5y) + b(y – 3x)
  3. ab + ac – 4b – 4c
  4. Найдите значение выражения a2  - 2ab +  b2  при a = 6, b = 4
  5. Представьте в виде произведения: a2 b2  - 9

Решив задания, учащиеся с помощью таблицы расшифровывают слова: нигде, замуж, свежо, слева, прочь.

1 ab(b – a) П   14 (x + 7)(6 + y) Е
2 3(x – 2)(x + 2) С   15 (b + c)(a – 4) Е
3 2a3 (a – 1)(a + 1) З   16 (7a + 4)(a – 2) Ж
4 - 6b(5y + b) С   17 (5 -6pc)(5 + 6pc) Ь
5 (a – b)(2a + 1) А   18 (10n2 –11)(10n2 +11) О
6 7mn(2m + n) Н   19 (7y – 8c)(7y + 8c) Е
7 (b – c)(a – c) Р   20 (ab – 3)(ab + 3) А
8 x(y – x) И   21 4 В
9 (x + 7)(2 + y) Г   22 9 У
10 b(6y – x) Л   23 169 Ч
11 (1 – x)(3x – y) М   24 1 Ж
12 (1 + a)(2a + b) О   25 0,09 Д
13 (b – 5)(3 – a) В        

<СЛАЙД 6>. На экране появляются слова: нигде, замуж, свежо (веет), слева, прочь.

Учитель русского языка:

1А.

  • К какой части речи мы отнесём эти слова? (наречие)
  • Почему слово свежо я употребила со словом веет? (свежо может быть категорией состояния или кратким прилагательным, а в данном случае, по глаголу мы понимаем, что это наречие)
  • Что обозначает наречие? (признак действия или признак признака)
  • На какие вопросы отвечает (как?, когда?, где? и т.д.)
  • Какие  членом предложения является? (обстоятельство)
  • Как вы понимаете смысл предложения : «Наречие – неизменяемая часть речи?»
  • Как вы думаете, подбор наречий случаен? Почему вы так думаете?

1Б. Каждой группе предлагается прокомментировать орфограмму  в слове.

2. Группы выполняют задания на карточках с пропущенными орфограммами.

 <СЛАЙД 7>.  Появляются слова.

  1. (Во)первых, занов..., вскач.., (не)лепо, жгуч…
  2. (Во)вторых, (не)взрачно, горяч…, сплош…, направ…
  3. Н...когда, (по)немецки, хорош.., когда(либо), ещ…
  4. Неуклюж..., (не)редко, где(то), издавн…, еле(еле)
  5. Настеж...,(кое)как, (до) неузнаваемости, вправ.., невтерпёж…

Группам предлагается обсудить правописание этих наречий, а затем объяснить встретившиеся орфограммы. <СЛАЙД 8>

Итак, выполнив это задание, мы повторили основные правила правописания наречий. А теперь мы поговорим о том, какую роль наречия выполняют в предложении и тексте.

3.  Работа с математическим текстом.

 Учитель математики: У вас на столе находится текст. Возьмите его. Я сейчас прочитаю вам этот текст(читает текст).

Учитель русского языка: Что вы заметили в тексте? (В нем есть пропуски). А теперь я предлагаю продолжить работу с некоторыми  наречиями из вашей карточки. Они представлены на слайде.

<СЛАЙД 9>. Появляются 5 слов: нередко, во-первых, во-вторых, до неузнаваемости, хорошо.

Вставьте эти наречия вместо пропусков. (Идет работа в группах). Давайте прочитаем получившийся текст. (каждая группа читает предложение с пропуском, учитель читает предложения без пропусков)

  • Нередко мы испытываем трудности при выборе способа решения математической задачи.
  • Например, решая уравнение x2 -5x+6=0 переносом известного слагаемого из левой части в правую, мы получим  x2 -5x= -6  и убедимся, что этот путь никуда не привёл
  • Попробуем сосредоточиться и найти другой способ решения.
  • Во-первых,  разобьём -5x на два слагаемых: -3x и -2x.
  • Во-вторых, разложим левую часть уравнения на множители:
  • x2 – 3x – 2х + 6 = 0;
  • (x2 – 3x) + (– 2х + 6) = 0;
  • х(х – 3) – 2(х – 3) =0;
  • (х – 3)(х – 2) =0.
  • Уравнение изменилось до неузнаваемости: мы  получили произведение, равное нулю.
  • Мы знаем, что в этом случае, хотя бы один множитель равен  нулю: x-3=0 или x-2=0
  • А такие уравнения мы умеем решать хорошо: x=3 или x=2
  • Таким образом, рациональный выбор способа решения помог нам быстро найти корни данного уравнения: 3 и  2.

<СЛАЙД 10>. Появляется текст без пропусков.

  • Определите стиль речи этого текста (научный)
  • К какому типу речи вы отнесёте данный текст? (рассуждение)
  • Какие наречия помогают выстроить рассуждение? (во-первых, во-вторых).
  • Найдите во втором и в последнем предложениях наречия, выполняющие такую же функцию (например, таким образом)
  • Как вы думаете, а чем еще эти три наречия примечательны в тексте? (Они выделены запятыми). ПРОПЕДЕВТИКА: эти наречия очень необычные, они помогают нам оформить свои мысли в тексте и называются с точки зрения синтаксиса вводными словами.
  • Каким членом предложения выступает наречие? (обстоятельством). А наречия, которые являются вводными словами,  никаким членом предложения являться не будут.
  • Какую роль в тексте выполняют наречия нередко, хорошо, до неузнаваемости? (они уточняют значение слова - глагола)
  • Какие слова уточняют эти наречия? (испытываем, решать, изменилось)
  • Как в речи мы называем эти наречия? (определительные). Найдите в последнем предложении текста определительное наречие.
  • В каком стиле речи чаще всего используются определительные наречия? (в художественном)
  • А почему именно в художественном? (они играют большую роль в создании олицетворений)
  • Почему в этом тексте наречия не выполняют эту роль? (перед нами научный текст, где слова используются только в прямом значении)
  • Может быть, кто-нибудь заметил, а какое наречие мы с вами не обсудили? (никуда)
  • Какова роль этого наречия в тексте? (оно указывает на место и называется обстоятельственным) Почему именно так пишется это наречие?
  • Как вы считаете, какова же основная функция наречий в научном тексте? (основная функция - оформление мыслей)

Учитель математики: Обратимся к содержанию текста. В нем описывается новый прием разложения на множители, примененный  при решении уравнения.  Пожалуйста, ещё раз рассмотрите это решение. В следующем задании  вам нужно будет применять описанный способ, то есть «разбивать» одночлены на два слагаемых, чтобы затем сгруппировать члены и вынести за скобку общий множитель.

Группы получают карточки с заданием:

  • Решите уравнение:  x2 + 4x + 3 =0.
  • Разложите на множители: a2  - 3ab + 2b2.

Учащимся дается время для решения заданий. Учитель при необходимости помогает группам, испытывающим трудности. Группы, первыми справившиеся с заданием, показывают своё решение на доске. Остальные вносят дополнения и исправления.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

<СЛАЙД 11>.  

  • Какие темы по русскому языку и по алгебре мы повторили?
  • Что нового вы узнали?
  • Нужны ли на алгебре знания по русскому языку?
  • Полезны ли математические умения на уроках русского языка?
  • Как вы понимаете слова М.Горького?

Домашнее задание:

  1. Предлагается текст публицистического стиля речи. Задание: найти наречия, определить роль наречий в этом тексте.
  2. Подборка упражнений на разложение многочленов на множители разными способами.

V. РЕФЛЕКСИЯ.

 Каждая группа дает оценку своей работе и работе каждого члена.

Оцените свою работу на уроке.

  Группа №
Вопрос Ответ
1 Насколько активна была ваша группа? Активность высокая Активность средняя Активность низкая
2 Все ли члены группы были одинаково активны? Все работали одинаково активно Некоторые члены группы были пассивны Кроме одного, никто не работал
3 Довольны ли вы результатами работы своей группы на уроке? Да, полностью Не очень довольны, можно было бы сделать больше Нет, мы не были старательны
4 Поставьте, пожалуйста, оценку каждому члену группы с учетом его вклада в общее дело