Цели урока:
- Общеобразовательные: обобщить знания по темам «Наречие» и «Разложение многочленов на множители»; показать использование наречий в научной речи и необходимость работы со словом не только на уроке русского языка, но и на уроке алгебры.
- Воспитательные: воспитывать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность, формировать навыки учебного взаимодействия в группе.
- Развивающие: развивать умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные
- Систематизация и обобщение знаний учащихся о наречии и о различных способах разложения многочленов на множители.
- Расширение представлений учащихся о роли наречий в тексте.
- Рассмотрение нестандартных случаев разложения на множители.
Метапредметные
- Развитие устной речи учащихся.
- Развитие навыков анализа и синтеза текста.
- Формирование умений прогнозировать последствия коллективных решений.
Личностные
- Повышение учебной мотивации учащихся.
- Формирование способности к саморегуляции и самооценке.
- Совершенствование монологической и диалогической речи.
Демонстрационный материал на уроке: компьютерная презентация Power Point – Приложение.
Методы и приёмы обучения: приемы информационно-коммуникационных, развивающих , технологий, технологии коллективного обучения.
Способы формирования УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.
<СЛАЙД 1>
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Сегодня у нас необычный урок: интегрированный урок алгебры и русского языка по теме «Наречия». Что может объединять такие непохожие предметы, как алгебра и русский язык? На уроках русского языка мы учимся правильно говорить и писать, а на уроках алгебры – решать примеры и задачи, логически мыслить. Зачем на алгебре знания по русскому языку? Зачем на уроке русского языка математические навыки? И как понимать слова Максима Горького: «Слово – одежда всех мыслей, всех фактов»? <СЛАЙД 2>. Это вопросы, на которые мы сегодня постараемся ответить.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель математики: Сегодня на уроке мы обобщаем и повторяем материал по теме «Разложение на множители». Какие способы разложения на множители мы знаем?
Учащиеся отвечают:
- Вынесение за скобку общего множителя,
- Способ группировки.
- Применение формул сокращенного умножения (разность квадратов, квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и разности, сумма и разность кубов).
<СЛАЙД 3>
Устная работа. Повторим устно эти способы (фронтальная работа). <СЛАЙД 4>
А теперь каждая группа должна решить свои задачи и расшифровать с помощью таблицы слово.
Работа в группах на карточках. <СЛАЙД 5>
Группа 1
Разложите на множители:
- 2a5 – 2a3
- 2а(a –b) – (b –a)
- 3x + 3x2 – y – xy
- Найдите значение выражения a2 + ab + b2 при a = - 5, b = -
- Представьте в виде произведения: (4a + 1)2 - (3a + 3)2
Группа 2
Разложите на множители:
- ab2 + 3ab
- a(b –c) + c(c – b)
- 2a + b + 2a2 + ab
- Найдите значение выражения a2 - 2ab + b2 при a = 12, b = - 3
- Представьте в виде произведения: 25 - 36pc2
Группа 3
Разложите на множители:
- 3x2 - 12
- 3(b –5) + a(5 – b)
- 6x + 7y + 42 + xy
- Найдите значение выражения a2 - 4ab + b2 при a = , b = -
- Представьте в виде произведения: 100n4 – 121
Группа 4
Разложите на множители:
- 14m2n + 7mn2
- x(y – 3) + y(3 – x)
- 2x + 7y + 14 + xy
- Найдите значение выражения 1 – 2a + a2 при a = 0,7
- Представьте в виде произведения: 49y2 – 64c2
Группа 5
Разложите на множители:
- – 30by – 6b2
- b(2x + 5y) + b(y – 3x)
- ab + ac – 4b – 4c
- Найдите значение выражения a2 - 2ab + b2 при a = 6, b = 4
- Представьте в виде произведения: a2 b2 - 9
Решив задания, учащиеся с помощью таблицы расшифровывают слова: нигде, замуж, свежо, слева, прочь.
1 | ab(b – a) | П | 14 | (x + 7)(6 + y) | Е | |
2 | 3(x – 2)(x + 2) | С | 15 | (b + c)(a – 4) | Е | |
3 | 2a3 (a – 1)(a + 1) | З | 16 | (7a + 4)(a – 2) | Ж | |
4 | - 6b(5y + b) | С | 17 | (5 -6pc)(5 + 6pc) | Ь | |
5 | (a – b)(2a + 1) | А | 18 | (10n2 –11)(10n2 +11) | О | |
6 | 7mn(2m + n) | Н | 19 | (7y – 8c)(7y + 8c) | Е | |
7 | (b – c)(a – c) | Р | 20 | (ab – 3)(ab + 3) | А | |
8 | x(y – x) | И | 21 | 4 | В | |
9 | (x + 7)(2 + y) | Г | 22 | 9 | У | |
10 | b(6y – x) | Л | 23 | 169 | Ч | |
11 | (1 – x)(3x – y) | М | 24 | 1 | Ж | |
12 | (1 + a)(2a + b) | О | 25 | 0,09 | Д | |
13 | (b – 5)(3 – a) | В |
<СЛАЙД 6>. На экране появляются слова: нигде, замуж, свежо (веет), слева, прочь.
Учитель русского языка:
1А.
- К какой части речи мы отнесём эти слова? (наречие)
- Почему слово свежо я употребила со словом веет? (свежо может быть категорией состояния или кратким прилагательным, а в данном случае, по глаголу мы понимаем, что это наречие)
- Что обозначает наречие? (признак действия или признак признака)
- На какие вопросы отвечает (как?, когда?, где? и т.д.)
- Какие членом предложения является? (обстоятельство)
- Как вы понимаете смысл предложения : «Наречие – неизменяемая часть речи?» …
- Как вы думаете, подбор наречий случаен? Почему вы так думаете?
1Б. Каждой группе предлагается прокомментировать орфограмму в слове.
2. Группы выполняют задания на карточках с пропущенными орфограммами.
<СЛАЙД 7>. Появляются слова.
- (Во)первых, занов..., вскач.., (не)лепо, жгуч…
- (Во)вторых, (не)взрачно, горяч…, сплош…, направ…
- Н...когда, (по)немецки, хорош.., когда(либо), ещ…
- Неуклюж..., (не)редко, где(то), издавн…, еле(еле)
- Настеж...,(кое)как, (до) неузнаваемости, вправ.., невтерпёж…
Группам предлагается обсудить правописание этих наречий, а затем объяснить встретившиеся орфограммы. <СЛАЙД 8>
Итак, выполнив это задание, мы повторили основные правила правописания наречий. А теперь мы поговорим о том, какую роль наречия выполняют в предложении и тексте.
3. Работа с математическим текстом.
Учитель математики: У вас на столе находится текст. Возьмите его. Я сейчас прочитаю вам этот текст(читает текст).
Учитель русского языка: Что вы заметили в тексте? (В нем есть пропуски). А теперь я предлагаю продолжить работу с некоторыми наречиями из вашей карточки. Они представлены на слайде.
<СЛАЙД 9>. Появляются 5 слов: нередко, во-первых, во-вторых, до неузнаваемости, хорошо.
Вставьте эти наречия вместо пропусков. (Идет работа в группах). Давайте прочитаем получившийся текст. (каждая группа читает предложение с пропуском, учитель читает предложения без пропусков)
- Нередко мы испытываем трудности при выборе способа решения математической задачи.
- Например, решая уравнение x2 -5x+6=0 переносом известного слагаемого из левой части в правую, мы получим x2 -5x= -6 и убедимся, что этот путь никуда не привёл
- Попробуем сосредоточиться и найти другой способ решения.
- Во-первых, разобьём -5x на два слагаемых: -3x и -2x.
- Во-вторых, разложим левую часть уравнения на множители:
- x2 – 3x – 2х + 6 = 0;
- (x2 – 3x) + (– 2х + 6) = 0;
- х(х – 3) – 2(х – 3) =0;
- (х – 3)(х – 2) =0.
- Уравнение изменилось до неузнаваемости: мы получили произведение, равное нулю.
- Мы знаем, что в этом случае, хотя бы один множитель равен нулю: x-3=0 или x-2=0
- А такие уравнения мы умеем решать хорошо: x=3 или x=2
- Таким образом, рациональный выбор способа решения помог нам быстро найти корни данного уравнения: 3 и 2.
<СЛАЙД 10>. Появляется текст без пропусков.
- Определите стиль речи этого текста (научный)
- К какому типу речи вы отнесёте данный текст? (рассуждение)
- Какие наречия помогают выстроить рассуждение? (во-первых, во-вторых).
- Найдите во втором и в последнем предложениях наречия, выполняющие такую же функцию (например, таким образом)
- Как вы думаете, а чем еще эти три наречия примечательны в тексте? (Они выделены запятыми). ПРОПЕДЕВТИКА: эти наречия очень необычные, они помогают нам оформить свои мысли в тексте и называются с точки зрения синтаксиса вводными словами.
- Каким членом предложения выступает наречие? (обстоятельством). А наречия, которые являются вводными словами, никаким членом предложения являться не будут.
- Какую роль в тексте выполняют наречия нередко, хорошо, до неузнаваемости? (они уточняют значение слова - глагола)
- Какие слова уточняют эти наречия? (испытываем, решать, изменилось)
- Как в речи мы называем эти наречия? (определительные). Найдите в последнем предложении текста определительное наречие.
- В каком стиле речи чаще всего используются определительные наречия? (в художественном)
- А почему именно в художественном? (они играют большую роль в создании олицетворений)
- Почему в этом тексте наречия не выполняют эту роль? (перед нами научный текст, где слова используются только в прямом значении)
- Может быть, кто-нибудь заметил, а какое наречие мы с вами не обсудили? (никуда)
- Какова роль этого наречия в тексте? (оно указывает на место и называется обстоятельственным) Почему именно так пишется это наречие?
- Как вы считаете, какова же основная функция наречий в научном тексте? (основная функция - оформление мыслей)
Учитель математики: Обратимся к содержанию текста. В нем описывается новый прием разложения на множители, примененный при решении уравнения. Пожалуйста, ещё раз рассмотрите это решение. В следующем задании вам нужно будет применять описанный способ, то есть «разбивать» одночлены на два слагаемых, чтобы затем сгруппировать члены и вынести за скобку общий множитель.
Группы получают карточки с заданием:
- Решите уравнение: x2 + 4x + 3 =0.
- Разложите на множители: a2 - 3ab + 2b2.
Учащимся дается время для решения заданий. Учитель при необходимости помогает группам, испытывающим трудности. Группы, первыми справившиеся с заданием, показывают своё решение на доске. Остальные вносят дополнения и исправления.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
<СЛАЙД 11>.
- Какие темы по русскому языку и по алгебре мы повторили?
- Что нового вы узнали?
- Нужны ли на алгебре знания по русскому языку?
- Полезны ли математические умения на уроках русского языка?
- Как вы понимаете слова М.Горького?
Домашнее задание:
- Предлагается текст публицистического стиля речи. Задание: найти наречия, определить роль наречий в этом тексте.
- Подборка упражнений на разложение многочленов на множители разными способами.
V. РЕФЛЕКСИЯ.
Каждая группа дает оценку своей работе и работе каждого члена.
Оцените свою работу на уроке.
Группа № | |||||
Вопрос | Ответ | ||||
1 | Насколько активна была ваша группа? | Активность высокая | Активность средняя | Активность низкая | |
2 | Все ли члены группы были одинаково активны? | Все работали одинаково активно | Некоторые члены группы были пассивны | Кроме одного, никто не работал | |
3 | Довольны ли вы результатами работы своей группы на уроке? | Да, полностью | Не очень довольны, можно было бы сделать больше | Нет, мы не были старательны | |
4 | Поставьте, пожалуйста, оценку каждому члену группы с учетом его вклада в общее дело | ||||