Русский язык
-
Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Наречие" 2012
Цели урока: ознакомить учащихся с новой частью речи - наречием, тренировать выделять наречия из текста и отличать их от других частей речи, освежить в памяти признаки весны, развивать внимательность, наблюдательность, языковое чутьё, умение анализировать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и воспринимать картину природы.
-
Алгебра мыслей и придаточные обстоятельственные 2012
Урок русского языка в 9-м классе является первым в системе уроков по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Необычное драматургическое решение урока поможет учащимся определять виды обстоятельственных придаточных, решать интеллектуальные задачи через создание художественного образа. Используя на уроке высказывания известных личностей, учащиеся обогащают свой словарный запас и учатся внимательному отношению к слову.
-
Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь" 2012
Цель урока - формирование умений грамотно писать слова с разделительным мягким знаком. На уроке дети учатся правильно писать слова с разделительным мягким знаком, развивают монологическую речь и общеучебные умения, пополняют словарный запас.
-
Формирование орфографической зоркости и развития речи младших школьников при работе со словарными словами 2012
Данная работа содержит теоретический и практический материал по работе над формированием орфографических навыков написания словарных слов. В теоретической части предлагаются различные методы запоминания слов с непроверяемым написанием. В практической части рассмотрены пути и средства, способствующие формированию орфографической зоркости и развитию речи учащихся при запоминании словарных слов.
-
Грамматические особенности письменной деловой речи (занятие элективного курса "Деловой русский язык", 11-й класс) 2012
Данный урок является одним из рабочих уроков элективного курса "Деловой русский язык", предназначенного для учащихся гуманитарного, социально-экономического, технологического и естественно-математического профиля. Он предполагает решение как общих задач изучения русского языка, языка делового общения, так и ряда специфических задач.
-
Предложения с однородными членами. Обобщение. 5-й класс 2012
Образовательные цели: продолжить работу по формированию правильных представлений учащихся о простом осложненном предложении; научить определять структуру простого предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания, формировать навык нормированного употребления однородных членов предложения.
-
Коммуникативная направленность преподавания русского языка 2012
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
-
Повторение по теме "Наречие" 2012
Цель урока систематизация и обобщение знаний о наречиях. Слитное и раздельное написание наречий на -о и -е, буквы -е, -и в приставках не и ни отрицательных наречий, одна и две буквы н в наречиях на -о и -е, дефис между частями слова в наречиях, мягкий знак после шипящих на конце наречий. Научить отличать наречия от других частей речи.
-
Формы работы, повышающие эффективность урока русского языка 2012
Эффективный урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Мы в своей работе остановились подробно только на отдельных путях, делающих урок эффективным. В статье приведены 8 этапов работы над разрешением проблемной ситуации, приводится пример при изучении одной из тем, где подробно описаны все этапы работы.
-
Обучение сочинению в начальных классах 2012
Речь человека - своеобразное зеркало культуры и образованности. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Особое место по развитию речи занимает обучение сочинению. Начинается эта работа с 1-го класса и продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе. Эта статья посвящена построению работы по обучению сочинению, опираясь на опыт автора.
-
Разработка урока по теме "Звуковая сторона речи" 2012
Урок-обобщение в форме экспресс-олимпиады на формирование у учащихся навыков лингвистической компетенции в области фонетики. Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика»; развивать у учащихся устную монологическую речь на лингвистическую тему, творческое мышление; навыки самоконтроля учебной деятельности; воспитание любви к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету
-
Урок-путешествие "Служебные части речи. Повторение". 6-й класс 2012
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Работа на этом уроке ведётся бригадным методом. Перед началом класс делится на определённое количество бригад (в зависимости от состава учащихся). Каждая команда независима от других и имеет свой порядковый номер, который нарисован на «сигнале».
-
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Глагол" 2012
На уроке обобщаются знания о роли глагола в языке, о его грамматических особенностях. Учащиеся учатся распознавать части речи, учатся рассказывать о глаголе по плану, передают содержание прочитанного текста.
-
Урок русского языка. Тема: "Правописание числительных" 2012
Обобщаются знания учащихся по теме «Имя числительное». Формулируется правило правописания «ь» на конце и в середине числительных. Закрепляются навыки правописания «ь» в конце и середине числительных. Проверяется навык правописания числительных через упражнение в учебнике.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Тема: "Поговорим по телефону" 2012
«Поговорим по телефону» – урок по речевому этикету. В программе уроков по развитию речи в 5-м классе предусмотрены темы «Диалог», «Предложения с прямой речью», «Обращение как средство выразительности речи». Поэтому для творческой мастерской выбран элемент такого урока, где ребятам предложена речевая ситуация, и им приходится не только применить свои знания в передаче прямой речи, но и проявить творческие способности, умение логически мыслить.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе и русскому языку. Тема: «Вступление. Проблема. Комментарий. По рассказу Н.Тэффи "Неживой зверь"» 2012
Урок поможет учащимся подготовиться к сочинению в формате ЕГЭ. Учащиеся учатся анализировать текст художественного стиля, использовать различные виды вступлений, комментировать одну проблему, а не несколько. Развивается умение понимать роль изобразительных средств языка, понимать позицию автора художественного текста.
-
Словотворчество детей-туркмен 2012
Об особенностях словотворчества детей-туркмен. В частности о проблеме смешения языков в данном контексте.
-
Комплексный анализ текста (урок развития речи в 8-х и 9-х классах) 2012
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании; формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и типа.
-
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом по русскому языку в профильной социально-гуманитарной группе 2012
В статье рассматривается проблема использования метода проектов, способы взаимодействия учителя и ученика на примере работы в классе социально-гуманитарного профиля. Применение данного метода на уроках русского помогает осваивать новые формы организации деятельности, способствует расширению и углублению знаний по предмету, что, безусловно, соответствует целям и задачам профильной школы.
-
Открытое заседание гуманитарного клуба: "Давайте учиться мыслить" 2012
Открытое заседание гуманитарного клуба проводится в рамках акции Центра поддержки талантливых и одарённых детей, работа которого направлена на выявление, поддержку талантливой молодёжи, развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, интеграцию образовательной среды и организацию личностно ориентированного досуга.
-
Гласные в суффиксах -ек- и -ик- 2012
Хочу поделиться опытом проведения необычного урока русского языка для учащихся кадетских классов, существующих в нашей школе-интернате уже более семи лет. Практическая часть урока подчинена военной тематике, а именно: истории создания автомата Калашникова, описанию его технических характеристик. На данном уроке ребята учились записывать имена числительные, в конце и в середине которых встречается мягкий знак. Работа проводилась на заранее подготовленных рабочих листах.
-
Д.И. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" 2012
На уроке дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения, формулируют и ставят проблемы. Учащиеся анализируя, выдвигают материал, идет свободное общение. Дети свободно могут ходить по классу, рассматривая рисунки, знакомясь с эссе. В конце урока рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы мастерской. Дети, самостоятельно открыв какие-то истины, лучше их запомнили, теперь могут их использовать в разных ситуациях.
-
Опорная схема и алгоритм применения правила при обучении орфографии 2012
Решающее значение для становления навыков орфографии, их прочности и темпов формирования имеет опора на те основные понятия, которые или специфичны для самой орфографии (орфограммы, виды и типы орфограмм, принцип правописания), или, не являясь орфографическими составляют теоретическую основу правил (части речи, склонения, спряжения, однокоренные слова и др.) Свободное оперирование этой теоретической основой определяет успешность овладения учащимися нормами русского правописания.
-
Развитие креативного мышления на уроках русского языка в начальной школе 2012
Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно использовать различные приемы "усиления" орфограмм, для заучивания правил, упражнения на изобретательность запоминания, построение плана действий, использование пиктограмм и т. д. Изучение любой темы на уроке русского языка целесообразно начинать с вопросов учащихся: "Что я знаю" об этом и "Чего не знаю".
-
Применение современных технологий на уроках русского языка 2012
Применение электронной техники на уроке русского языка – это существенное изменение в содержании обучения, новое средство самовыражения. Автор доказывает это на различных примерах с приведением конкретного занятия в том числе.
-
Тема урока "В гостях у буквы А". 5-й класс 2012
Урок помогает закрепить изученное о структуре слова, значении и правописании морфем, совершенствовать умения морфемного разбора, выбора правописания в зависимости от значения морфем, отрабатывать орфографические навыки, показать работу по разным видам словарей.
-
Урок. русского языка «Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное…"» 11-й класс 2012
Лингвостилистичекий анализ текста предполагает рассмотрение художественного произведения на всех уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Предложенный вид работы в старших классах формирует языковые компетенции, что актуально при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Работа на уроке проводится в группах (один из видов личностно- ориентированного обучения), что формирует коммуникативные компетенции учащихся.
-
Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом 2012
Письмо по памяти – один из эффективных приемов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову. Предлагается дидактический материал – стихотворные миниатюры. Тексты дают возможность совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, развивать память, а также уделить внимание развитию речи, вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навыки выразительного чтения.
-
Урок русского языка. Тема: "Образование слов с помощью приставки и суффикса" 2012
Цель урока: показать закономерность образования слов с помощью приставки и суффикса.
-
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. 7-й класс 2012
Цели урока: способствовать усвоению детьми понятия деепричастного оборота с опорой на знания о причастном обороте, формировать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами и их выделения на письме и в устной форме речи, воспитывать чувство прекрасного через любование природой.