Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В ней ярко проявляются особенности мышления, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Это самостоятельная деятельность, в которой объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровой момент был введён через личностно ориентированный подход , что определило цели урока:
- закрепить знания о союзах и предлогах;
- научить учащихся чётко разграничивать служебные и омонимичные им самостоятельные части речи и определять разницу в их написании;
- прививать понимание важности своих собственных знаний для коллективной работы.
Применение компьютера как средства обучения русскому языку способствовало активизации учебного процесса, индивидуализации обучения, развитию самоконтроля. На экране монитора учащиеся получали задание и инструкцию по его выполнению, а на мультимедийной доске сообщение о допущенных ошибках и положительных результатах. Во время зачёта формировались умения не только индивидуальной работы, но и работы в группе.
Правила игры
Класс делится по рядам на три команды. Соответственно во всех командах оказываются учащиеся, владеющие знаниями по русскому языку на разном теоретическом и практическом уровне. Понимая важность расстановки сил, участники команд самостоятельно избирают капитанов (наиболее подготовленных учеников), которые должны выполнить 2 самых сложных задания. Те, в свою очередь, помогают учащимся избрать задание,которое они могут успешно выполнить (в зависимости от сложности задания и уровня подготовки учащегося). Каждый игрок должен выполнить одно задание и принести своей команде очки. При таких правилах игры все учащиеся получают положительную мотивацию к работе и осознают важность собственных знаний для коллективного успеха.
Игра начинается с Конкурса капитанов. Это теоретический зачёт по изученным правилам. Капитаны должны дать полные ответы, на вопросы, иллюстрируя их примерами. За дополнение ответа соперника они получают дополнительные очки. Команды внимательно следят за происходящим : это повторение теоретического материала, который необходимо будет воплотить на практике. Затем остальные участники индивидуально выполняют практическую часть урока. Все задания для участников команд готовятся в трёх экземплярах. На их выполнение всему классу даётся 10 минут. Каждый ученик работает самостоятельно за закреплённым за ним компьютером. Далее начинается проверка задний. После сверки каждого задания учитель выводит на экран правильный вариант ответа,а верно ответившие учащиеся приносят баллы своей команде. Таким образом игровой момент способствует закреплению и обобщению знаний о союзе и предлоге как служебных частях речи и подготовке к контрольному диктанту.
Уровень знаний: союзы и предлоги как части речи.
Оборудование: компьютеры; диапроектор; карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
Класс делится по рядам на три команды. Команды выбирают капитанов. Для выполнения каждого задания выбираются игроки трёх команд. (Капитан назначает участника в зависимости от сложности задания и уровня подготовки учащегося). Каждый игрок должен выполнить одно задание и принести своей команде очки.
I. Теоретический зачёт (конкурс капитанов).
Вопросы:
1. Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга? Правописание производных предлогов. Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?
2. Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов по значению.
3. Группы сочинительных союзов. Отличие союзов также,тоже,чтобы зато от омонимичных им частей речи.
Капитаны дают полные ответы,иллюстрируя их примерами. За дополнение ответа соперника получают дополнительные очки. Команды внимательно следят за происходящим. Для менее подготовленных учащихся это повторение теоретического материала,который необходимо будет воплотить на практике.
II. Практические задания (конкурсы для участников команд).
Все задания для участников команд должны быть подготовлены в трёх экземплярах. На их выполнение всему классу даётся 10 минут. Каждый ученик работает индивидуально за закреплённым за ним компьютером. Далее начинается проверка задний. После сверки каждого задания учитель выводит на экран правильный вариант ответа,а верно ответившие учащиеся приносят баллы своей команде.
1 задание. Запишите номера предложений с сочинительными союзами (1 вариант) и с подчинительными союзами (2 вариант).
Текст.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки,потому что их выполнение требует больше времени. Если вам что-либо не понятно,не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим,а загляните в словарь,в справочную литературу. Это трудно,зато полезно. За то время,которое вы потратите на чтение справочной литературы,вы узнаете много нового и интересного. В свободные часы больше читайте и выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть,чтобы обогащать свой язык и развивать память. (Памятка для ученика).
Ответы: 1 вариант: № 2, 3, 5; 2 вариант: №1, 2, 6.
2 задание. Выпишите словосочетания с союзами:
– Пусть друзья простят меня за(то), что
повидаться с ними не спешу.
– Он мал, за(то) смел.
– Не за(то) волка бьют,что сер, а за(то), что овцу
съел.
Ответ: зато смел.
– Мы победим, по(тому) что мы сильны.
– Судят по(тому), что сделаешь.
– По(тому), как сгущались тучи,я понял,что скоро
будет ливень.
Ответ: потому что сильны.
– С кем поведёшься, от(того) и наберёшься.
– Он пришёл поздно, от(того) что долго собирался.
– От(того) берега отчалила лодка.
Ответ: оттого что собирался.
3 задание. Выпишите союзы:
Не то... не то; кое-кто; не у кого; как-нибудь; как будто; не рад; потому что; так как; так ли.
Ответы: не то...не то; как будто; потому что; так как.
4 задание. Подберите синонимичные пары, например: так же – таким образом.
1. Чтобы
А
– такое же
2.
Зато
Б – в продолжение
3 В
течение
В – также
4.
Тоже
Г – о
5.
Насчёт
Д – но
6. То же
Е
– для того чтобы
Ответы: 1 – Е; 2 – Д; 3 – Б; 4 – В; 5 – Г; 6 – А
5 задание. Выпишите словосочетания, образованные с помощью производных предлогов.
– Повторять изученное надо (в)продолжени...
учебного года.
– (В)следстви..малого падения Волга имеет
медленное течение.
– (В )продолжени..фильма появились новые герои.
– (В)течени.. часа мы с интересом слушали лекцию.
– (В)следстви.. дождей появилось много грибов.
Ответы: в продолжение учебного года; вследствие малого падения; в течение часа; вследствие дождей.
6 задание. Раскройте скобки,расставьте знаки препинания (задание для капитанов)
– Тот то(же) был труженик вечный и так(же)
бодрился когда приходилось туго. (Шукшин)
– От(чего) вы не лечитесь от(чего) не бережёте
своё здоровье? (Чехов)
– Одинцова была к ней довольно равнодушна так(же)
как и Базаров. (Тургенев)
– Мой бедный брат конечно виноват: за(то) он и
наказан. (Тургенев)
– Покойный Одинцов не любил нововведений но
допускал «некоторую игру облагороженного вкуса»
и (в)следстви... этого воздвигнул у себя в саду
строение вроде греческого портика из русского
кирпича. (Тургенев)
– Лицо у няньки было серьёзно и в то(же)время
сияло каким-то торжеством. (Чехов)
– (В)течени..всего этого времени Рудин почти не
выезжал от Дарьи Михайловны. (Тургенев)
7 задание. Выполните морфологический разбор предлогов.
III. Подведение итогов
Жюри оглашает итоги конкурса.
IV. Домашнее задание
– Подготовиться к контрольному диктанту по теме: «Союз и предлог как служебные части речи».