При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:
1) групповая;
2) индивидуальная работа.
Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя синтаксические нормы предложения, осложненного однородными членами.
Материал урока предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.
К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения об однородных членах, знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).
Цели урока:
- Систематизировать изученное по теме.
- Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
- Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся по теме.
- Повторить правила конструирования предложений с однородными членами.
- Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
- Обобщить и систематизировать материал по теме: “Синтаксические нормы осложненного предложения”.
- Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
- Организовать самоконтроль учащихся на уроке.
Тип урока: Систематизация и обобщение ранее изученного материала.
Форма проведения урока: Урок-практикум.
Оборудование урока:
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
- Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.
3. Раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся.
II. Актуализация изученного об однородных членах предложения.
Учитель. Дайте понятие однородных членов предложения.
Возможные ответы учащихся:
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками. (М. Пришвин)
Учитель. Рассмотрим примеры с ошибками при однородных членах предложения (примеры выдаются учащимся в виде раздаточного материала).
- Чтение фантастических романов прививало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.
- Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.
- Полиция обрушила на митингующих дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.
- Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, музыке, литературе.
Учитель. Определите тип ошибок, отредактируйте текст и запишите полученный вариант.
Учащиеся самостоятельно проверяют работу и объясняют тип ошибок.
Материал для самоконтроля (выдается учащимся в виде раздаточного материала).
- Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.
- Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях.
- Полиция обрушила на головы митингующих дубинки, применила огнестрельное оружие и гранаты со слезоточивым газом.
- Преподаватели научат ребят разбираться в живописи, музыке, литературе и привьют им любовь к этим видам искусства.
Возможные ответы учащихся:
- Допущены ошибки в управлении. Однородные члены предложения требуют разных падежей от зависимых существительных (см. предл. 4): разбираться (в чем?), но прививать (что?).
- Однородные члены могут иметь разную лексическую сочетаемость, (см. предл. 1): прививало любовь, рождало мечты; (см. предл. 3): применила... оружие, гранаты; обрушила дубинки; (см. предл. 2): оказали помощь, приняли участие.
Учитель. Отредактируйте следующее предложение (см. раздаточный материал для учащихся).
Обратите внимание на однотипное оформление однородных сказуемых.
Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и
воспитании слушателей:
– точно знать количество слушателей в группе;
– своевременно сообщать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей;
– помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями.
(Правильно: организовать помощь... в работе...)
III. Самостоятельная работа учащихся в дифференцированных группах.
Задание для группы № 1.
Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.
Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. (С. Барлин)
Задание для группы № 2.
Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.
Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). (С. Барлин)
Задание для группы №3.
Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.
Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощутить радость но и существовать вообще. (С. Барлин)
IV. Тест.
1. Выделите грамматическую основу предложений. Найдите и подчеркните однородные члены, укажите их связь. Расставьте необходимые знаки препинания.
- Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви.
- Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне на дорогах войны.
- Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.
- Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.
- Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.
2. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах.
- Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.
- Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимается от земли.
- Лиственные деревья осина ольха береза еще голы.
- Берега ручьи скаты горы все потонуло в зелени.
- Все кругом чисто и опрятно дома улицы ворота и особенно высокое осеннее небо.
3. Вставьте на место пропусков однородные и неоднородные определения. Расставьте, если нужно, знаки препинания.
- Сквозь воду видны были ____________________________________________________ камешки.
- Широкоплечий _____________________________________________ человек открыл нам дверь.
- Бледная___________________________________________________ луна освещала окрестность.
- Широкий_____________________________________________ стол находился посреди комнаты.
- Полная _________________________________________________________ сушь стояла в полях.
V. Объяснение нового домашнего задания:
- Повторить по лекциям материал, изученный по теме.
- Повторить изученное об обособленных членах предложения.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.
Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.
Использованная литература:
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.
- Иванова С.Ю. Экзаменационные “ловушки”. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.
- Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.
- Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.
- Розенталъ Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
- Розенталъ Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.