Цели:
- Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, научить их склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях.
- Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.
- Формировать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, таблицы.
Ход урока.
1.Мотивация учащихся на работу:
а) приветствие учащихся;
б) сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация имеющихся у детей теоретических знаний по теме «Имя существительное»
- Дать определение имени существительного.
- Назвать морфологические признаки этой части речи.
- Изменяются ли существительные по родам?
- Какие существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
- Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
- Что называется склонением имен существительных? Как определить склонение существительных?
3. Обобщение изученного материала по теме «Имя существительное». Выполнение теста.
1. Указать существительное.
1) три
2) третий
3) тройка
4) утроить
2. Указать существительное среднего рода:
1) пульс
2) мораль
3) приложение
4) собственность
3. Указать существительное второго склонения.
1) аллея
2) иней
3) картина
4) метель
4. Указать существительное третьего склонения.
1) сталь
2) тропинка
3) медведь
4) семья
5. Какое существительное имеет окончание е?
1) об учени…
2) в пустын…
3) о молодост…
4) по географии…
6. Какое существительное имеет окончание и?
1) в деревн…
2) о Марь…
3) на гармошк…
4) к Мари…
7. Какое существительное в родительном, дательном и предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь
2) молодежь
3) малина
4) счастье
Взаимопроверка.
4. Работа с таблицей склонений имен существительных.
Падеж |
Склонение |
- ия |
-ие |
-ий |
||
1-е |
2-е |
3-е |
||||
Р.п. |
-и (-ы) |
- |
- и |
- и |
- |
- |
Д.п. |
- е |
- |
- и |
- и |
- |
- |
П.п. |
- е |
- е |
- и |
- и |
- и |
- и |
5. Объяснение нового материала.
1) Постановка проблемы.
- Как вы думаете, почему некоторые существительные в русском языке называются разносклоняемыми?
Цель нашего урока- познакомиться с этими существительными и научиться их склонять.
2) Устно просклоняем в единственном числе два таких существительных. Одно из них назовите сами:
а) оно среднего рода, но не относится ко второму склонению, имеет окончание я, но не относится к первому склонению. Его вы прочитаете в выделенных клеточках по вертикали, отгадав слова по горизонтали.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Она есть у ежа и ели, шить без неё мы б не сумели. (Игла)
2. Душистое растение, употребляемое для медицинских, парфюмерных и кондитерских целей. (Мята)
3. Дерево, белый клен. (Явор)
Учащиеся устно склоняют существительные имя, путь.
(По мере ответов детей падежи и склоняемые существительных появляются на слайде).
И. |
Что? |
Имя |
Путь |
Р. |
Чего? |
Имени |
Пути |
Д. |
Чему? |
Имени |
Пути |
В. |
Что? |
Имя |
Путь |
Т. |
Чем? |
Именем |
Путём |
П. |
О чем? |
Об имени |
О пути |
- Что общего в этих существительных? (Окончания –и- в родительном, дательном и предложном падежах, как у существительных третьего склонения и существительных на -ия; а в творительном падеже они имеют окончание - ем (-ём), как существительные второго склонения).
- А что различного? (У существительного имя окончания безударные, а у существительного путь - ударные).
- Почему же эти существительные называются разносклоняемыми? (В родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончание существительных третьего склонения, а в творительном падеже – второго склонения).
- А что еще вы отметили при склонении существительного имя? (Суффикс –ен в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).
3) Чтение учителем стихотворения А. Хайта. Дети дополняют его подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
БРЕМЯ ИМЯ СЕМЯ
ВРЕМЯ ПЛАМЯ СТРЕМЯ
ВЫМЯ ПЛЕМЯ ТЕМЯ
ЗНАМЯ ПУТЬ
- Что вы можете сказать о разносклоняемых именах существительных?
(10 существительных среднего рода, оканчивающихся на –мя, и одно существительное мужского рода - путь).
4) Работа с толковым словарем.
Выяснение лексического значения слов: бремя, стремя, темя.
6. Закрепление нового материала.
- Работа с учебником § 37.
- Беседа.
- Назовите разносклоняемые существительные.
- Почему они так называются?
- Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?
- Тренировочные упражнения.
- Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.
Занимать много врем.н., в плам.н. костра, выращивание сем.н., подарок африканскому плем.н., нога в стрем.н., звать по им.н., подъем знам.н. .
Взаимопроверка.
- Разбор предложений.
I вариант.
Большого плам.н. не задуешь, а больше раздуешь.
II вариант.
Даже большое дерево вырасло из сем.н. .
III вариант.
Потерянного врем.н. не воротишь.
7. Самостоятельная работа (по выбору учащихся).
- Записать 3 словосочетания с разносклоняемыми существительными.
- Используя разносклоняемые существительные, составить простое распространенное предложение.
- Используя разносклоняемые существительные, составить сложное предложение.
8. Рефлексия.
- Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?
* Назовешь точное время.
* Скажешь: «Надо говорить – который час?».
* Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»
9. Дифференцированное домашнее задание.
I группа.
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени. (Письмо А. Хайта к ребятам) .
Выписать словосочетания с разносклоняемыми существительными.
II группа.
1) Составить предложения с фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.
2) Поработай редактором!
Время было в обрез.
Сколько время прошло?
У тебя нет время поговорить в обрез.
III группа.
Придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных или с использованием этих существительных (по желанию).
Всем: выучить разносклоняемые существительные.
10. Итоги урока.
БВВЗИПППСЕТ
- Какое отношение, по вашему мнению, этот шифр имеет к теме урока?