Цели:
- Подготовка к сочинению.
- Повторение особенностей сочинения-описания.
- Развитие навыка грамотной устной и письменной речи, развитие творческого мышления.
Тип, форма урока: развитие речи, проблемный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, тетради, ручки.
Ход урока
I. Слово учителя
Особенности описания действий.
- Разговорный стиль-употребление разговорной лексики, особенности интонации, жестикуляции.
- Деловой стиль-инструкция, ее особенности: последовательность, четкость, отсутствие эмоций, употребление штампов.
- Научный – опыты на уроках биологии, химии, физики.
- Публицистический. Главная задача: воздействовать на чувства людей, отсюда: особенности.
Художественный. Задача другая: нарисовать словами картину , воздействуя на чувства зрителя, создать у него определенное настроение.
II.Слово учителя о В.И. Сурикове
- Автор картин «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка».
- Показ слайда «Взятие снежного городка».
1. История создания. Летом 1888 года (после смерти жены художника) семья Суриковых отправилась в Сибирь. В Красноярске девочек определили в гимназию, и основная забота Василия Ивановича о детях отпала. Брат художника предложил ему написать картину на тему старинной масленичной казачьей забавы Взятие снежного городка. Василия Ивановича идея увлекла: он с удовольствием собирал материалы, искал лица для толпы на картине. Была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями и зубцами, нашелся и казак, который взял ее. Работалось Сурикову легко, как никогда раньше, и картина вышла радостная, задорная. «Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи», – говорил художник. В этой картине он написал многих своих знакомых по Красноярску. В санях, крытых тюменским ковром, художник изобразил своего брата Александра в шапке-ушанке, рядом с ним в профиль – дочь сводной сестры Сурикова – Таня Доможилова.
Картина была выставлена в Петербурге в 1891 году и вызвала искреннее недоумение публики, привыкшей к другому, трагическому, Сурикову. Взятие снежного городка долго не покупали. Только через несколько лет художник продал полотно коллекционеру Владимиру фон Мекку за десять тысяч рублей.
2. Обсуждение картины
А) Где и когда происходит действие? (Масленица, праздничный день, игра, вызывающая интерес у детей).
Б) Почему эта игра собрала так много людей?
В) Главный герой, кого он напоминает? (Русский богатырь, герой сказок, былин)
Как изобразил его художник?
Докажите, что и лошадь его богатырская, былинная.
Г) Какими мы видим участников баталии? Как они одеты, как ведут себя, их движения, позы?
Д) Кто сдерживает натиск, какими мы видим их?
Е) А кто и кому сочувствует? Как вы это определили?
Ж) Какой момент изобразил художник на картине?
З) Какие краски в основном он использует?
И) Скажите, какое настроение вызывает у вас эта картина?
3. Вывод.
Художнику удалось в этой картине объединить одним действием очень большое количество людей. Каждому герою найдено свое место, каждый персонаж раскрыт достаточно убедительно.
Суриков с таким мастерством изобразил народную игру, так проник в истоки старины, что от игры повеяло древней былью, когда богатыри перескакивали леса и горы.
4. Работа над планом.
1.История создания картины.
2.Описание:а) Где и когда происходит действие?
б) Главный герой.
в) «Противники» и «защитники крепости».2.Колорит картины.
3.Мое впечатление.
5. Орфографическая работа.
Записать словосочетания, объяснить орфограммы.
Взгляды устремле.ы; смотрит, выт.нув шею,недоверч.во ра.крыв глаза; смотр.т с завистью, восхищаясь героем, любуясь его бойц.вскими качествами; восторже..о приветствуют.
Конь: подогнув передние ноги, беше.о закусив удила, вращая глазами.
Всадник: сосредоточе..о (с,з) .бивает, весь собравшись, наклонившись порывисто (на)бок; были..ый герой.
Масленица: стари..ая игра, красота русской зимы, удаль русского характера.
6. Лексическая работа.
Колорит:
1.Значение слова.
2. Удал и радостен, хохочущее полотно, искрящееся весельем.
III. Репродукция картины Перова» Охотники на привале»
Какие картины этого художника вы знаете?(1833–1882)
Кратко о В.Г. Перове
Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2 (по другим данным – 4) января 1834 года. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией. Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования. В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором. В 1871–1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин. Наиболее известные картины: . “Тройка “Приезд гувернантки в купеческий дом “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники на привале”.
3. Устное обсуждение картины, показ слайдов.
А) Где и когда происходит действие?
Б) Главные герои. Как изображает их художник (внешность, одежда, поза и т.д.)?
В) Краски, которые использует художник.
Г) Какое настроение вызывает эта картина у вас?
3. Орфографическая работа.
(Не) доверчиво смотр.т, чеш.т в затылк., смотрит недоумевающе, забыв раскурить папиросу ,оживле..о жестикулиру.т, пр.поднятые брови,написа.о на лице.
4. Самостоятельная работа над планом, проверка.
IV. Работа над картиной С.А. Григорьева «Вратарь»
Самостоятельная работа с учебником. Упражнение №187.
Составление плана описания картины, проверка.
V. Работа над сочинением. Выбор картины для описания по желанию
VI. Домашнее задание
Переписать работу с черновика в тетрадь.