Сочинение-описание действия по картине. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • Подготовка к сочинению.
  • Повторение особенностей сочинения-описания.
  • Развитие навыка грамотной устной и письменной речи, развитие творческого мышления.

Тип, форма урока: развитие речи, проблемный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, тетради, ручки.

Ход урока

I. Слово учителя

Особенности описания действий.

  • Разговорный стиль-употребление разговорной лексики, особенности интонации, жестикуляции.
  • Деловой стиль-инструкция, ее особенности: последовательность, четкость, отсутствие эмоций, употребление штампов.
  • Научный – опыты на уроках биологии, химии, физики.
  • Публицистический. Главная задача: воздействовать на чувства людей, отсюда: особенности.

Художественный. Задача другая: нарисовать словами картину , воздействуя на чувства зрителя, создать у него определенное настроение.

II.Слово учителя о В.И. Сурикове

  • Автор картин «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка».
  • Показ слайда «Взятие снежного городка».

1. История создания. Летом 1888 года (после смерти жены художника) семья Суриковых отправилась в Сибирь. В Красноярске девочек определили в гимназию, и основная забота Василия Ивановича о детях отпала. Брат художника предложил ему написать картину на тему старинной масленичной казачьей забавы Взятие снежного городка. Василия Ивановича идея увлекла: он с удовольствием собирал материалы, искал лица для толпы на картине. Была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями и зубцами, нашелся и казак, который взял ее. Работалось Сурикову легко, как никогда раньше, и картина вышла радостная, задорная. «Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи», – говорил художник. В этой картине он написал многих своих знакомых по Красноярску. В санях, крытых тюменским ковром, художник изобразил своего брата Александра в шапке-ушанке, рядом с ним в профиль – дочь сводной сестры Сурикова – Таня Доможилова.

Картина была выставлена в Петербурге в 1891 году и вызвала искреннее недоумение публики, привыкшей к другому, трагическому, Сурикову. Взятие снежного городка долго не покупали. Только через несколько лет художник продал полотно коллекционеру Владимиру фон Мекку за десять тысяч рублей.

2. Обсуждение картины

А) Где и когда происходит действие? (Масленица, праздничный день, игра, вызывающая интерес у детей).
Б) Почему эта игра собрала так много людей?
В) Главный герой, кого он напоминает? (Русский богатырь, герой сказок, былин)
   
Как изобразил его художник?
    Докажите, что и лошадь его богатырская, былинная.
Г) Какими мы видим участников баталии? Как они одеты, как ведут себя, их движения, позы?
Д) Кто сдерживает натиск, какими мы видим их?
Е) А кто и кому сочувствует? Как вы это определили?
Ж) Какой момент изобразил художник на картине?
З) Какие краски в основном он использует?
И) Скажите, какое настроение вызывает у вас эта картина?

3. Вывод.

Художнику удалось в этой картине объединить одним действием очень большое количество людей. Каждому герою найдено свое место, каждый персонаж раскрыт достаточно убедительно.

Суриков с таким мастерством изобразил народную игру, так проник в истоки старины, что от игры повеяло древней былью, когда богатыри перескакивали леса и горы.

4. Работа над планом.

1.История создания картины.
2.Описание:

а) Где и когда происходит действие?
б) Главный герой.
в) «Противники» и «защитники крепости».

2.Колорит картины.
3.Мое впечатление.

5. Орфографическая работа.

Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Взгляды устремле.ы; смотрит, выт.нув шею,недоверч.во ра.крыв глаза; смотр.т с завистью, восхищаясь героем, любуясь его бойц.вскими качествами; восторже..о приветствуют.

Конь: подогнув передние ноги, беше.о закусив удила, вращая глазами.
Всадник: сосредоточе..о (с,з) .бивает, весь собравшись, наклонившись порывисто (на)бок; были..ый герой.
Масленица: стари..ая игра, красота русской зимы, удаль русского характера.

6. Лексическая работа.

Колорит:

1.Значение слова.
2. Удал и радостен, хохочущее полотно, искрящееся весельем.

III. Репродукция картины Перова» Охотники на привале»

Какие картины этого художника вы знаете?(1833–1882)

Кратко о В.Г. Перове

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2 (по другим данным – 4) января 1834 года. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией. Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования. В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором. В 1871–1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин. Наиболее известные картины: . “Тройка “Приезд гувернантки в купеческий дом “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники на привале”.

3. Устное обсуждение картины, показ слайдов.

А) Где и когда происходит действие?
Б) Главные герои. Как изображает их художник (внешность, одежда, поза и т.д.)?
В) Краски, которые использует художник.
Г) Какое настроение вызывает эта картина у вас?

3. Орфографическая работа.

(Не) доверчиво смотр.т, чеш.т в затылк., смотрит недоумевающе, забыв раскурить папиросу ,оживле..о жестикулиру.т, пр.поднятые брови,написа.о на лице.

4. Самостоятельная работа над планом, проверка.

IV. Работа над картиной С.А. Григорьева «Вратарь»

Самостоятельная работа с учебником. Упражнение №187.
Составление плана описания картины, проверка.

V. Работа над сочинением. Выбор картины для описания по желанию

VI. Домашнее задание

Переписать работу с черновика в тетрадь.

Приложение 1