Цель урока:
- Совершенствовать письменную и устную формы речевых умений учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
- Совершенствовать знания учащихся по изучаемой теме, развивать речь учащихся.
Воспитательные:
- Продолжить формирование у учащихся уважительного отношения к своему труду и труду своих товарищей, собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
Коррекционные:
- Совершенствовать методы написания учащимися сочинения повествовательного характера с элементами описания по данному сюжету.
Оборудование урока:
- Классная доска
- Раздаточный материал для учащихся
- Различные виды лингвистических словарей (используются для подготовки и проверки готовых работ учащихся)
Ход урока
1. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.
2. Вступительное слово учителя (в форме беседы с учащимися).
О чем мы сегодня будем писать?
Что нужно человеку для счастья?
3. Определение типа речи и формы сочинения.
- В серьёзном или шутливом тоне вы будете рассказывать?
- Каким типом речи вы воспользуетесь?
- Для ответа на вопросы учащимся предлагается рассмотреть раздаточный материал (см. приложение 1)
- Какой схемой вы будете пользоваться при написании сочинения?
ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ
1. Вступление.
2. Основная мысль, которую вы будете доказывать.(тезис)
3. Мотивы, доводы, доказательства (аргументы).
4. Итог, к которому пришел автор рассуждения.(вывод)
Вывод:
Тип речи – повествование с элементами рассуждения.
Форма сочинения – сочинение-рассуждение на заданную морально-этическую тему.
4. Анализ предыдущего домашнего задания (анализ цитат) (см. приложение 2).
Ребятам предлагается выразить свое отношение к нижеприведенным высказываниям.
1. Много я слышал разных споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье — это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья, например верной дружбы, за деньги не купишь. По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Ведь счастье — это не только иметь брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу, как-то помочь им? Значит, только тот счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: “Мое счастье — частичка нашего большого общего счастья!” (По Л. Кассилю.)
2. Право на личное счастье — святое право каждого человека. Но надо чаще спрашивать себя: что я, лично я, сделал для того, чтобы люди были счастливы, чтобы недостатков в жизни стало меньше? Что я сделал для своих товарищей, для всего общества? Стало ли кому-то легче от того, что на свете есть я? (А. Сурков.)
3. Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но вместе все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Россией. (А. Гайдар.)
5. Корректировка ранее составленного плана сочинения.
- Продумайте свой рассказ устно.
- Как вы его начнёте?
- Какие аргументы вы приведете для доказательства вашего тезиса?
- Каким будет ваш вывод?
6. Объяснение нового домашнего задания (учащимся необходимо повторить материал по изучаемой теме).
Итог урока подводится после проверки работ учащихся.