Урок рассчитан на 2 часа: первый – подготовка к изложению, второй – непосредственно написание подробного изложения.
Цель урока: Совершенствовать различные формы речевых умений учащихся на примере отрывка из литературного произведения.
Задачи урока:
- Образовательные: Совершенствовать знания учащихся по изучаемой теме, развивать речь учащихся.
- Воспитательные: Продолжить формирование у учащихся уважительного отношения к природе и к “братьям нашим меньшим”.
- Коррекционные: Совершенствовать методы написания учащимися подробного изложения.
Оборудование урока:
- Классная доска
- Раздаточный материал для учащихся
- Различные виды лингвистических словарей
- Картинки с изображением элементов рассказа (заранее расположены на доске)
Ход урока
1. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.
Проверка домашнего задания у учащихся осуществляется на протяжении всего урока.
2. Вступительное слово с учащимися (в форме беседы).
Основные моменты беседы:
- о жизни домашних животных в городе и деревне;
- о самозащите животных (инстинкт самосохранения).
3. Первичное ознакомление учащихся с текстом для изложения (первое прочтение текста учителем).
Текст изложения:
Орел и кошка.
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества. Крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (К.Ушинский.)
4. Проверка первичного восприятия учащимися текстового материала (устная работа на уроке с текстом изложения):
Ответьте на вопросы:
- С кем и где играла кошка?
- Как мы можем по описанию понять, в каком настроении находилась ее семья?
- Каким образом орел напал на кошку?
- Как она защищалась?
- Как выглядел орел?
- Какие преимущества были у него в борьбе с кошкой?
- Как боролась кошка?
- Какое предложение в тексте свидетельствует о том, что кошка очень любила своих котят? (В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.)
5. Второе прочтение текста для изложения.
6. Составление плана изложения.
- Какие части можно выделить в тексте?
- Как их озаглавить?
План изложения: (составляется вместе с учащимися и записывается учителем на доске).
1) Маленькая семья.
2) Появление орла.
3) Борьба.
4) Кошка отвоевала котенка.
7. Словарная работа.
На доске записываются словарные слова и объясняется их написание: солнышко, откуда ни возьмись, подняться, вцепилась, насмерть, могучие, преимущество, клониться, однако же, израненного.
8. Устные и письменные задание на развитие речи учащихся и предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок в тексте изложения.
1. Подберите синонимы к словам:
откуда ни возьмись – из ниоткуда
вцепилась – схватила
схватился – взялся
Могучие – сильные
Преимущество – первенство
Перекусила – отгрызла
стала клониться – побеждать
2. Объясните правописание согласных в корне слов:
когтями
ловкий
3. Объясните (устно) орфограммы в словах:
маленькая
счастлива
огромный
котенка
хищник
могучие
вцепилась
перекусила
клониться
4. Разберите предложения по членам, объясните расстановку знаков препинания.
Но не успел еще подняться, как мать уже вцепилась в него.
Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
9. Заключительное прочтение текста для изложения (непосредственно перед написанием).
10. Объяснение нового домашнего задания (учащимся необходимо повторить материал по изучаемой теме).
Итог урока подводится после проверки работ учащихся.