"То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно".
П. Лаплас
Цели урока: В игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, воспитывать стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка.
Оборудование урока:
- Стол с расчерченным кругом (5 секторов),
- Таблица результатов,
- Конверты с заданиями,
- Лепестки ромашек для информации результатов,
- Магнитофон,
- Кассеты.
Класс разбивается на 3 команды (три ряда). По очереди по одному участнику из каждой команды подходят к штурвальному колесу. Стрелка определяет, на какой вопрос и из какого сектора ребята отвечают. Если представители команд затрудняются в ответе, то ему помогают члены команды. За правильный ответ команда получает два лепестка, за ответ с помощью команды – один. Лепестки приклеиваются на таблице результатов.
1) Вопросы Исторической станции. (Вопросы истории языка изучаются на уроках.)
1. Каково происхождение слова сочетание?
Ответ: Чета - два (слав.), со - вместе
(Понятие словосочетания можно дать при изучении сложносокращенных слов, которые в некоторых случаях образуются из словосочетаний.)
2. Каково значение слова паркет?
Ответ: паркет - слово заимствовано в XVIII веке из французского языка. Parquet - с исходным значением “огороженное место, помост, возвышение”.
3. Каково происхождение слова предмет?
Ответ: предмет словообразовательная калька с латинского языка - objection. Слово появилось в русском литературном языке в первой трети XVIII века.
4. Какова история возникновения слова богатырь?
Ответ: богатырь - древнерусское заимствованное из тюркского языка. Богатырь, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.
5. Какова история происхождения слова вежливость?
Ответ: слово вежливость образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса -ьлив- (совр. - лив-) от неупотребительного сейчас вежа - "знаток".
6. Когда появилось слово учтивый?
Ответ: учтивый - известно в восточно– и южнославянских языках. Образовано с помощью суффикса -ив от несохранившегося учьтити, являющегося производным с префиксом у- от чьтити “почитать”, отмечаемого в памятниках с XIV века.
7. Каково происхождение название месяца август?
Ответ: август - заимствовано из старославянского. Старославянское аугоусть, авъгоусть восходит к греческому augostos, которое, в свою очередь, передает латинское augustus - "священный". Римляне дали название месяцу в честь первого императора Октавиана Августа.
8. Из какого языка заимствовано слово абажур?
Ответ: абажур - заимствовано из французского языка во второй половине XVIII века, первоначально со значением "окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света".
9. Каково историческое значение слова подражать?
Ответ: подражать - заимствовано из старославянского языка. Образовано суффиксально - префиксальным способом от драга - "дорога". Буквально значит "идти той же дорогой, что и кто-либо".
2) Вопросы Практической станции.
- Разберите слово застеклить по составу.
- Разберите слово прийти по составу
- Назовите однокоренные слова к слову растение.
- Определите род сложносокращенных слов ПДД (правила дорожного движения), ГЭС, ДЮП (дружина юных пожарных), ЮИД (иные инспекторы движения),
- Назовите слова с корнем -кас- и -кос-.
- Напишите слова и объясните их правописание: сверхизысканный, безынтересный.
- Назовите способ образования слов спецкор, привокзальная.
- Подберите синоним к слову бесчувственный.
- Подберите антоним к слову безветренный.
- Напишите три слова с приставкой при-, обозначающей “неполное действие”.
- Напишите предложения и объяснить правописание корня -кас- и -кос-.
Касаюсь стены. Прикосновение опасно.
Объясните правописание слов: загоревший, загар.
3) Вопросы Теоретической станции.
- Что такое флексия (окончание слова)?
- Что понимается под нулевой флексией (нулевым окончанием)?
- Что называется основой слова?
- Дайте определение корневой морфемы (корня слова).
- Дайте определение постфиксов.
- Дайте определение суффикса.
- Что называется префиксом (приставкой) слова?
- Как называются префиксы и постфиксы вместе?
- Сформулируйте правило правописания корня -кас- и -кос-.
- Сформулируйте правило правописания корня -гар- и -гор-.
- Когда после приставок пишутся буквы Ы и И?
- Сформулируйте правила правописания приставок пре- и при-.
- Когда в сложных словах пишется соединительная О, когда Е, когда И?
- Назовите основные способы образования слов в русском языке и приведите примеры.
- Какие вы знаете чисто морфологические способы образования слов? Приведите примеры.
- Какие слова называются сложносокращенными.
4) Вопросы сообразительной станции.
1. Какие слова зашифрованы в ребусах?
Ответ: каша, очки, ножка, столица, кит, тень, изба.
2. В каком слове семь букв О?
Ответ: обороноспособность
3. Шарады:
1)
С буквой К бери меня на покос,
А без буквы К ужалю в нос.
Ответ: коса - оса.
2)
Из писка птиц мой первый слог возьмёте.
Второй - с бараньей головы.
Откроете печь и там найдете
То, что не раз едали вы .
Ответ: пи - рог.
3) Что правильно?
Декоративный
- служащий для украшения,
- с крапинками, пятнистый,
3) выполненный ручным трудом.
5) Музыкальный сектор.
В заключение викторины подводятся итоги; награждаются победители.
На этой же встрече дается задание к следующей викторине, которая будет посвящена имени существительному.
Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний. Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.