Цель: познакомить учащихся с парными по звонкости-глухости согласными звуками [б] – [п], [б'] – [п']; освоение алгоритма написания заглавной буквыП, способов соединения ее с другими буквами на письме.
Оборудование: «Букварь» (автор Т.М.Андрианова), «Прописи» ч.2 (автор В.А.Илюхина), карточки на магнитах с буквами, со словами, конверт с письмом.
Планируемые результаты
- Предметные:
- наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах; cопоставлять парные звуки по твердости–мягкости [б] — [б'] и [п] — [п'] и парные звуки по звонкости–глухости [б] — [п], [б'] — [п'];
- коллективно составлять алгоритм написания буквы П;
- определять в слове графические ошибки, сравнивать с образцом.
- Познавательные:
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления на языковом материале;
- наблюдать за образцом, выполнять задания по образцу;
- делать выводы.
- Регулятивные:
- контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами;
- сравнивать свою работу с образцом;
- проверять выполнение задания товарищем, корректно сообщать об ошибках.
- Коммуникативные:
- участвовать в совместном обсуждении задания;
- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью.
- Личностные:
- принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
- понимание необходимости аккуратного отношения к своей работе;
- ответственное отношение к выполнению задания, к проверке работы товарища;
- понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. Организация детей на работу | ||
Ребята, сегодня урок будет особенным. Я
желаю вам быть внимательными, активными,
аккуратными. Давайте проверим, как вы сидите:
– Молодцы, все готовы к работе. |
Дети садятся правильно за парты. | |
2. Графическая разминка. Сообщение темы урока | ||
Проведем графическую разминку. Сначала
разомнем наши пальчики.
Возьмите синюю ручку, найдите учительскую строку. Запишем буквы, алгоритм написания которых я продиктую. Кто хочет пойти к доске? 1. Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, наклонная, поднимаемся по наклонной до верхней трети рабочей строки, бугорок, наклонная, качалочка, крючковая линия до середины рабочей строки. 2. Ставлю ручку на верхнюю треть рабочей строки, крышечка, наклонная, широкая качалочка, удлиненная наклонная вверх, хвостик. 3. Ставлю ручку на верхнюю треть дополнительной строки, наклонная, петля, перехлест на верхней линии рабочей строки, бугорок, наклонная, клюшка, горизонтальная клюшка в середине дополнительной строки. Давайте проверим, какие буквы написали. Кто не допустил ошибок? Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этими буквами и звуками, которые они обозначают. А какой буквы не хватает на этой строчке? Сегодня мы научимся ее писать. |
Показывают пальцы. Постукивание пальцами друг о друга. Вращение
кистями. Пишут на учительской строке. Один ученик на доске.
Строчная буква п
Строчная буква б Заглавная буква Б
Проверяют, исправляют ошибки. Заглавной буквы П. |
|
3. Письмо заглавной буквы П | ||
– Давайте вспомним, какие звуки
обозначают буква «бэ» и буква «п»? – Ребята, сегодня утром я нашла в почтовом ящике письмо. Давайте его прочитаем.
– Как вы думаете, кто мог написать это письмо? Давайте поможем незнакомцу. – Молодцы, ребята. Давайте восстановим слово и
узнаем, как зовут собачку. Что общего у слов Пулька, Булька? – Попробуем составить алгоритм написания
буквы П. – Запишем заглавную букву П в соединении с другими буквами. |
Буква «бэ» обозначает согласные
звонкие звуки твердый [б] и
мягкий [б']. Буква «пэ» обозначает согласные глухие звуки твердый [п] и мягкий [п']. Дорогие ребята! Помогите! Мой дом засыпало снегом. Прочитайте скорее слова на снежках. (Читают слова: пар, бар, бой, пой, бочка, почка, папочка, бабочка) Восстанавливают слово Охотник Пулька и собака Булька. В них по 6 букв, 5 букв одинаковые, слова пишутся
с заглавной буквы. Ставлю ручку на верхнюю треть
дополнительной строки, наклонная, клюшка.
Отрываю ручку, ставлю на верхнюю треть
дополнительной строки. Наклонная, качалочкка,
крючковая линия до середины рабочей строки.
Перевернутая клюшка в средней трети
дополнительной строки. |
|
4. Физкультминутка | ||
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки тихо закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
Встают из-за парт и выполняют движения вместе с учителем. | |
5. Наблюдение за парными согласными [б] – [п] , [б'] – [п'] в сильной и слабой позиции | ||
– Посмотрите еще раз на снежки.
На какие две группы можно разделить эти слова?
Составим пары. – Запишите слова бой – пой в парах. Один запишет слово с буквой «бэ», а сосед – с буквой «пэ». – Какими звуками отличаются эти слова? Обозначьте их цветными карандашами. –
Прочитаем второй столбик слов в учебнике.
Какими буквами отличаются эти слова? Конец слова – слабая позиция для согласных,
поэтому звонкий звук оглушается, заменяется
глухим. Такие звуки называются парными по
глухости – звонкости. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какие
буквы живут в доме? Что видим на рисунке слева? |
пар – бар, бой – пой, бочка –
почка, папочка – бабочка (Записывают
слова.) Слова отличаются звуками [б'] – [п']. Совпадают. гриб – грипп Ставлю ручку на верхнюю треть рабочей
строки, бугорок, наклонная, качалочка, крючковая
линия до середины рабочей строки. Одинаково. В доме живут буквы «бэ» и «пэ». Колокольчики, бабочек. |
|
6. Итог урока. Рефлексия | ||
– О каких парных согласных
звуках говорили на уроке? – Почему их называют парными по глухости – звонкости? – Какая позиция для парных согласных сильная? Слабая? – Какую букву научились писать? |
[б] – [п] , [б'] – [п'] Потому что в слабой позиции вместо звонкого звука мы слышим глухой. Сильная позиция,
если после согласного стоит гласный. |