Цели: закрепить знания учащихся по теме; обогащать словарный запас, обучать умению создавать связный текст; развивать творческие способности и фантазию; прививать чувство любви к родине, к природе.
Оборудование: музыкальное сопровождение – аудиозапись, «лексический плакат» (слова благодатный, разверзлись, проецируемые на экран), толковый словарь С.И. Ожегова, демонстрируемый материал ЭОР (иллюстрация), листочки с напечатанным отрывком из текста; мультимедиапроектор, ноутбук, экран
Ход урока
Слово учителя. Сегодня у нас урок, завершающий тему «Имя прилагательное». Весь урок строится на тексте из «Очерка зимнего дня» С.Т. Аксакова. Закрепим ваши знания и поговорим о роли прилагательных в речи.
Прослушайте рассказ, постарайтесь представить себе картину зимнего дня. Запомнить некоторые прилагательные, встречающиеся в тексте.
Демонстрационный материал (иллюстрации зимнего пейзажа)
Гиперссылки.
1 ссылка – http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dc841e9b-d36b-40f3-818b-6c81e5e81295/?from=919f1174-f259-4e6b-8ee7-964278f473a6&interface=themcol
2 ссылка – http://1600x1200.net/wallpaper_19_40708.jpg
3 ссылка – http://img218.imageshack.us/img218/2259/20xa4.jpg
Чтение текста. «Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились серебряным инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней.
Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни.
Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот, наконец, пошли длинные косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт.
(Звучит музыка.)
Аудиозапись. Ресурс, ссылка
http://gold-song.ru/romantic/1132-odinokij-pastux.html&usg=AFQjCNGc7udNYcHAQx1BLtX63oCPZzhXEA
Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые , сначала порхая и кружась, опускались на землю. Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шёл беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.
(Конец музыкального сопровождения.)
Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега.
Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали длинные зимние сумерки; снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю».
Беседа по тексту.
– О чём этот текст?
– Какие мысли хотел выразить Аксаков?
– Какие прилагательные использует автор?
– Какую картину рисует автор словами? (Образную картину зимнего дня, падения
снега.)
– Слова какой части речи помогают Аксакову в этом? (Имена
прилагательные.)
– Какую роль ещё играют прилагательные? (Выражают отношение к увиденному:
чудное зрелище, поразительная тишина.)
– Как называются такие прилагательные? (Эпитетами.)
– Дайте определение эпитету.
Работа с «лексическим плакатом».
– В тексте есть слова, значение которых я хочу обсудить с вами.
Благодатный, -ая, -ое; -тен, -тна.
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок). Б. край.
2. Исполненный благодати (во втором значении устар.) Б. сила.
Разверзнуться -нется;-ерзся, -ерзнулся, -ерзлась, сов.(книжн).
1 л и 2 л. Не употребляется.
Широко раскрыться, раздвинуться, образовать отверстие. Разверзлась бездна, несов. Разверзаться,– ается.
(Ученики записывают значения слов в словари.)
Демонстрация словаря.
– Слова взяты из толкового словаря, заглядывайте почаще в толковые словари, будете знать много слов и использовать их в речи.
Работа с отрывком «Чтобы вполне насладиться… и белым мраком одевал землю». (Отрывки текста у ребят на партах)
1-й ученик выразительно читает, называет прилагательные.
2-й ученик определяет разряд прил. чудное (зрелище).
– Что мы знаем о качественных прил.; их отличие от других разрядов прилагательных.
3-й ученик отвечает. Есть ли прилагательные в полной и краткой форме, назовите их.
4. Есть ли прилагательные других разрядов?
5. Какого разряда нет?
– Что мы знаем о притяжательных прилагательных?
Предложения под диктовку. Ученик работает у доски.
1. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни.
2. Кусты, деревья и высокие травы опушились серебряным инеем.
Определить синтаксическую роль прилагательных, сделать морфологический разбор прилагательного красны.
Образовать все возможные формы сравнения прилагательного высокий.
Высокий – выше, более высокий, высочайший, самый высокий.
Цифровой диктант (Листы сдаются).
1. Качественные
2. Относительные.
3. Притяжательные.
Высокие (травы), серебряным (инеем), солнечные (лучи), холодным (блеском), красны (дни), мамино (письмо), длинные (косички), синего (неба), западный (ветер), белая (туча), заячьи (следы), большими (клочьями), лисий (хвост), пушистые (снежинки), деревенское (утро), тихое (падение), чудное (зрелище), медвежья (берлога), безграничное (пространство), деревянный дом.
Творческая работа.
Задание: записать предложение, продолжить своими предложениями (3-4 предложения) на тему «Зимняя природа (погода)».
«Великолепен был вид зимней природы».
Итоги урока
Домашнее задание
Морфологический разбор 3-х прилагательных из текста.
Самостоятельно подобрать и записать 25 прилагательных для цифрового диктанта.
Примечание: В процессе учебного занятия использовано 7 видов работ с учащимися.