Цели:
- Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики,
изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения
лексического значения слов:
– краткое толкование лексического значения слова;
– подбор синонимов;
– подбор антонимов;
– подбор однокоренных слов (отрабатывать умение давать словообразовательное толкование значения слова);
– рисунок, иллюстрирующий значение слова;
– познакомить с понятиями лексикография,
лексикограф, “окказионализмы” (авторские слова). - Развивающая: развивать умение пользоваться толковым словарем, словарями
синонимов, антонимов;
развивать творческие способности учащихся (составление собственного тематического словарика);
развивать речь, мышление, воображение учащихся (через подведение к самостоятельному
определению темы урока, словесное рисование, работу со словарями);
развивать устойчивый познавательный интерес к предмету. - Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, литературе, искусству.
Межпредметные связи: русский язык– литература (лирика С.А.Есенина)-искусство (картина А.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”).
Оборудование: учебник “Русский язык. 5класс”/Под ред. С.И.Львовой, репродукция картины А.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”, раздаточный материал (отрывки из стихотворений С.А.Есенина), выставка словарей.
Ход урока.
- Актуализация полученных знаний. Определение темы урока. Лексический анализ слова.
- Выставка словарей. Краткая характеристика.
- Реализация домашнего задания. Творческая работа (составление собственных тематических словариков).
- Работа с раздаточным материалом (с применением мультимедиа технологий). Задание, формирующее умение объяснять лексическое значение слова через подбор однокоренных слов.
- Работа по картине А.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Словесное рисование (с применением мультимедиа технологий).
- Работа с учебником (выполнение упражнений: подбор синонимов, антонимов с привлечением словаря).
- Антонимическая викторина.
- Итог урока.
Ход урока
1. Актуализация полученных знаний. Определение темы урока. Лексический анализ слова.
– Сегодня я хочу начать наш урок со слов С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной...”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Как вы думаете, а сколько всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. А в чем состоит богатство языка? Богатство языка состоит, прежде всего в его словарном составе, т.е. в лексике. А что изучает лексика как наука? Лексика – раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.
Наша задача – расширять свой словарный запас. А это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И.Токмаковой:
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим...
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим...
И ничего не значит
Плим, плим, плим... [1]
Удалось ли мальчику придумать новое слово? Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков.! Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно “ничего не значит”, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово– значит узнать, понять его лексическое значение. А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? да, необходимо обратиться к толковому словарю. А какими еще способами можно объяснить лексическое значение слова? Подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, с помощью рисунка. Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова, выявили пять способов объяснения лексического значения слова. Теперь попробуйте самостоятельно определить тему нашего урока.
Итак, тема урока: “Лексическое значение слова и способы его объяснения”.
Оформление темы и эпиграфа к уроку в тетрадях.
Выясним лексическое значение слова луна.
Рассказ ученика о строении словарной статьи.
/Луна.
1. (В терминологическом значении Л прописное.) Небесное тело, спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом. Полем на Луну.
2. Свет, идущий от такого небесного тела. Читать при луне.
3. Спутник любой планеты (спец.). Луны Сатурна.[4]
– Запишите одно из понравившихся значений в тетрадь, составьте предложение.
– Какими еще способами можно объяснить лексическое значение слова? Подбор
синонимов, антонимов, однокоренных слов, с помощью рисунка./
Словесное рисование.
– Обратимся к рисунку. Что вы видите на рисунке? Чем рисунок помогает нам в раскрытии лексического значения слова луна?
Подберем синонимы к слову луна. Обратимся к словарю синонимов. Луна – месяц – Селена (в древнегреческой мифологии Селена-богиня Луны) – небесная лампада – колесница ночи – Диана (в римской мифологии Диана – богиня луны).
– Итак, лексическое значение слова можно объяснить следующими способами:
– обращение к толковому словарю,
– подбор синонимов,
– подбор антонимов,
– подбор однокоренных слов,
– с помощью рисунка.
Одним из способов объяснения лексического значения слова является его краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях. Посетим выставку словарей.
2. Выставка словарей. Краткая характеристика.
– Словарь, как мы выяснили, – один из способов объяснения лексического значения слова. Познакомимся с некоторыми из них: толковый словарь Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.,
толковый словарь Даля В.И. А также словарь синонимов, антонимов, новый словарь сокращений русского языка, словарь русских фамилий, библиографический словарь, словарь ошибок русского языка, словообразовательный словарь, словарь иностранных слов, русский словарь крылатых фраз, зтимологический словарь, школьный словарь трудностей русского языка, орфографический словарь и справочники для школьников. Сегодня вы выступите в роли лексикографов (т.е. составителей словарей), т.к. дома вы составляли собственные тематические словарики.
3. Реализация домашнего задания. Творческая работа.
К.Г.Паустовский писал: <Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)…Думая об этих словарях, особенно о словаре “природных” слов, я делил на разделы слова: “лесные”, “полевые”, “луговые”, слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных”.>
– Дома вы составляли словарики “лесных”, “полевых”, “снежных”…слов. Посмотрим, что у вас получилось. [1]
Зачитывание словариков учащимися.
4. Работа с раздаточным материалом (с применением мультимедиа технологий).
Задание, формирующее умение объяснять лексическое значение слова через подбор однокоренных слов.
1) Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.2) Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин, –
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.
(С.Есенин) [3]
Рассказ ученика о строении словарной статьи (луна, лунный).
– Почему в словаре нет слова лунность?
Лунность – индивидуально-авторское слово (окказионализм), т.е. слово, которое было придумано Есениным. Такие слова, как правило, не входят в СРЛЯ, поэтому вы его и не нашли в словаре.
– С каким словом рифмуется слово лунность?
/юность/?
– Соответствуют ли эти слова одной словообразовательной модели?
Проясним значение слова лунный при помощи подбора синонимов : блестящий, светлый, сверкающий, сияющий.
– Теперь нам необходимо уточнить значение слова лунность. Обратимся к картине А.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.
5. Работа по картине А.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Словесное рисование (с применением мультимедиа технологий).
1) Слово учителя о художнике.
Куинджи Архип Иванович (1842–1910) – русский художник – пейзажист. Его перу принадлежит картина – “Лунная ночь на Днепре”. Впервые картина была выставлена в Петербурге в 1 880г. Выставка была необычной, т.к. демонстрировалась только одна картина – “Лунная ночь на Днепре”. Она вызвала бурю восторга. Куинджи стал известным человеком. Картина завораживала. Освещенная с обеих сторон специальными лампами, она казалась окном, открытым в чарующую ночь.
Художник света – так стали называть А.И.Куинджи. [2]
2) Словесное рисование.
– То вы видите на картине А.Куинджи?
/ Тихо – тихо…Величаво течет широкая река. Переливается под луной, словно атласная лента…Дремлют на берегу избушки, крытые соломой. А над спящей землей – бездонное, бесконечное небо. Даже дух захватывает! Сияет в небе полная луна. Серебристо мерцают края облаков, жидким серебром струится вода, таинственно светятся беленые стены хаток – это и есть лунность, т.е. таинственный, волшебный свет./
– Что общего в стихах С.Есенина и в картине А. Куинджи?
/Лунность – отражение небесного лунного света на спящей земле./
– В чем их различие?
(Разный материал: в одном случае – язык, художественное слово, в другом – рисунок, краски.)
– Чем лунность первого четверостишия отличается от второго?
/Лунность первого четверостишия проникнута неописуемой красотой:
Какая ночь! Я не могу.
He спится мне. Такая лунность.
Лунность второго четверостишия – тоской, грустью:
Неуютная жидкая лунность…/
Таким образом, лунность – наполненность таинственным, волшебным, загадочным светом луны.
6. Работа с учебником.
Подбор синонимов (работа со словарем синонимов): упр.91.
Подбор антонимов (работа со словарем антонимов): упр.96.
7. Антонимическая викторина.
– Вспомнить пословиц, в которые входят следующие антонимические пары:
1) Утро – вечер.
/Утро вечера мудренее./
2) Свет – тьма.
/Ученье – свет, неученье – тьма./
3) Весна – осень.
/Весна красна цветами, а осень – снопами./
4) Зима – лето.
/Зима без снега – лето без хлеба./
8. Итог урока.
Итак, лексика-раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. Слов в
русском языке очень много, и все они очень разные. Большинство слов имеют
лексическое значение, т.е. тот главный смысл, о котором мы думаем, когда
произносим слово. Сегодня мы рассмотрели пять способов объяснения лексического
значения слова:
– краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях);
– подбор синонимов (помогает уточнить значение слова);
– подбор антонимов (помогает прояснить значение слова);
– подбор однокоренных слов (помогает понять, почему именно так назван предмет,
явление);
– объяснение значения слова с помощью рисунка (картины).
Все это помогает раскрыть смысл слова, узнать его потаенный смысл.
Домашнее задание: теоретические сведения (с. 31–32); упр. 89 (сочинение – миниатюра) диктанту по орфографическому минимуму (с.35).
Список использованной литературы:
- Богданова Г.А. Урок русского языка в 6 классе. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999 –176 с.
- Ветрова Г.Е. Сказка о добром художнике. Архип Куинджи. – М.: Белый город, 2004. – ll с.
- Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5–9 классах. – М.: Валент,1996. – l3 бс.
- Ожегов С.И.Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. – М.:Азбуковник, 1999. – 944 с.