Цели:
- развивать умения кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль;
- развивать умения последовательно передавать содержание рассказа;
- учить составлять план, выделяя главное;
- развивать орфографическую зоркость, умение правильно употреблять имена прилагательные;
- воспитывать любовь к животным.
ХОД УРОКА
1. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы будем учиться кратко передавать содержание рассказа.
2. Знакомство с содержанием рассказа
– Чтение рассказа К. Паустовского «Заячьи
лапы», начиная со слов «… В августе дед пошел…»,
и кончая словами «… вылечил и оставил у себя».
– Что значит кратко передать содержание?
– Определить тему и основную мысль текста.
– В какой момент в рассказе наступает завязка
действия? (Смерть настигла деда, и в это время
из-под ног деда выскочил заяц).
– В какой момент действие достигло наивысшего
напряжения? (Дед бежал, плакал от страха и
кричал).
– Какова развязка? (Заяц вывел деда из огня).
3. Составление плана и обсуждение возможного сокращения
– Чтение текста по частям. Озаглавить. Кратко пересказать каждую часть.
4. Составление краткого текста и орфографическая подготовка
а) Чтение 1 части. Озаглавить.
– Опорные слова (на доске):
Пошел; сухие, как порох; затревожился; тянуло гарью.
– Повторить орфограммы в словах:
В августе; стояли; попался; зайчонок; промахнулся; дальше.
б) Чтение 2 части. Озаглавить. (Огонь идет прямо на деда).
– Опорные слова (на доске):
Понял, что; прямо на него; ураган; с неслыханной скоростью; спотыкался; выедал глаза.
– Повторить знаки препинания в последнем предложении и орфограммы в слове: начался.
в) Чтение 3 части. Озаглавить. (Радость встречи с зайцем).
– Опорные слова (на доске):
Вдруг из-под ног; обрадовался, как родному.
– Повторить орфограммы в словах:
Настигала; выскочил.
г) Чтение 4 части. Озаглавить. (Спасение).
– Опорные слова (на доске):
Они оба; опалены.
– Повторить орфограммы в словах:
От усталости.
д) Пересказ всего текста по опорным словам и плану.
5. Запись изложения
Слабым ученикам раздать опорные карточки. (Приложение)
6. Итог урока