Сохраним язык – сохраним Россию!

Разделы: Русский язык


Цели: привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка; развивать логическое мышление, умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: плакат с высказыванием К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».

Тип: урок-дискуссия в 10-11 кл.

Предварительно учащиеся делятся на 3-4 группы.

Эпиграф к уроку: Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу (Б.Васильев)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я слышала, как ваши сверстники приветствовали друг друга словами: салют – прива.

- А какие приветствия используете вы?

- А я слышала и такие: хай, хаюшки, как сам, здорово, дароф, приветище, прет и т.п.

- В чем смысл приветствия? Ведь его придумали не мы и не сегодня. Оно зародилось еще в глубокой древности. Подавая руку, приветствующий говорил, что он рад встрече и он не вооружен. Произнося «здравствуйте», как в прошлом, так и в настоящем, желаем здоровья. А что несут в себе современные посылы? Это просто формальность, на которую не стоит обращать внимание или бедность языка говорящего?

Сегодня мы с вами будем говорить о том, чем «болен» русский язык, каковы причины этих «болезней»; нуждается ли наш язык в защите и поддержке; познакомимся с Законом о государственном языке РФ.

Тема нашего урока-дискуссии: «Сохраним язык – сохраним Россию!»

Эпиграфом к уроку будут слова Б.Васильева: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».

II. Беседа об изменениях в русском языке в настоящее время.

1. – Сегодня мы все чаще слышим о том, что «язык болен». Давайте попробуем определить «болезни языка». Чем он болен?

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)

В результате дискуссии на доске появляются записи:

  1. Засилие жаргона.
  2. Скудность, однообразие лексики.
  3. В разговорной лексике приветствуется сквернословие.
  4. Неуместное употребление иностранных слов.
  5. Речь журналистов, дикторов перестала быть образцовой.

Вывод: Русская речь засоряется, становится грубой.

2. - Как вы думаете, а каковы же причины этих болезней?

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)

Вывод:

  1. В век компьютеризации упал интерес к чтению.
  2. Взрослые сами подают пример грубой нелитературной речи.
  3. Нет запрета – значит можно!

3. - А почему вы думаете, что запрета нет? Есть! И отражен он в Законе. Вы знаете о том, что существует «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»?

III. Изучение Закона (комментированное чтение учителем).

IV. Обсуждение прочитанного.

- Ваше отношение к Закону? Нужен?

- Все статьи Закона работают?

- Что нужно делать, чтобы Закон выполнялся?

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей).

V. Слово учителя о силе русского слова.

- Анечка, солнышко, ты прекрасна!

- А почему вы так отреагировали? Приятно слышать в свой адрес добрые слова? Послушайте, как замечательно о силе русского слова сказано В.Г.Распутиным в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»:

«Содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон русских женщин, когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно, а в какие нежно. Когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родной кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета. С древнейших времен оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно – все остальное есть, а нет – и нечем будет закрепить самые искренние порывы».

- Когда читаешь эти строки, то понимаешь, как чутко воспринимает слово Валентин Григорьевич Распутин, как стремится писатель изменить отношение к русскому слову, к родному языку.

Президент РФ В.В.Путин тоже стремился привлечь внимание общественности к русскому языку, издав Указ о проведении года русского языка.

Что вам известно об Указе президента РФ, касающегося проведения года русского языка? Какой год был объявлен Годом русского языка? (2007г.)

- Прошло уже пять лет. Каковы результаты, на ваш взгляд?

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей).

VI. В защиту о языке.

1. – Как нужно, по вашему мнению, защитить наш родной язык от тех «болезней», которыми он заражен?

- Сможет ли один Закон о государственном языке РФ справиться с серьезными изменениями, происходящими в настоящее время в русском языке?

2. – С чего или с кого нужно начать борьбу за чистоту русского языка, его сохранение? (В первую очередь – с себя!)

3. - Обратите внимание на плакат с высказыванием К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».

VII. Итог урока.

- Хочется верить, что сегодняшнее занятие будет шагом к более осознанному желанию беречь родной язык. Вам выбирать, на каком языке будут говорить ваши дети. В ваших руках будущее родного языка, а значит и будущее России!

Донесите до своих детей слова А.Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…

Домашнее задание: написать листовку-обращение к сверстникам, взрослым

«Сохраним язык – сохраним Россию!»