Цели: привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка; развивать логическое мышление, умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: плакат с высказыванием К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».
Тип: урок-дискуссия в 10-11 кл.
Предварительно учащиеся делятся на 3-4 группы.
Эпиграф к уроку: Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу (Б.Васильев)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я слышала, как ваши сверстники приветствовали друг друга словами: салют – прива.
- А какие приветствия используете вы?
- А я слышала и такие: хай, хаюшки, как сам, здорово, дароф, приветище, прет и т.п.
- В чем смысл приветствия? Ведь его придумали не мы и не сегодня. Оно зародилось еще в глубокой древности. Подавая руку, приветствующий говорил, что он рад встрече и он не вооружен. Произнося «здравствуйте», как в прошлом, так и в настоящем, желаем здоровья. А что несут в себе современные посылы? Это просто формальность, на которую не стоит обращать внимание или бедность языка говорящего?
Сегодня мы с вами будем говорить о том, чем «болен» русский язык, каковы причины этих «болезней»; нуждается ли наш язык в защите и поддержке; познакомимся с Законом о государственном языке РФ.
Тема нашего урока-дискуссии: «Сохраним язык – сохраним Россию!»
Эпиграфом к уроку будут слова Б.Васильева: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».
II. Беседа об изменениях в русском языке в настоящее время.
1. – Сегодня мы все чаще слышим о том, что «язык болен». Давайте попробуем определить «болезни языка». Чем он болен?
(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)
В результате дискуссии на доске появляются записи:
- Засилие жаргона.
- Скудность, однообразие лексики.
- В разговорной лексике приветствуется сквернословие.
- Неуместное употребление иностранных слов.
- Речь журналистов, дикторов перестала быть образцовой.
Вывод: Русская речь засоряется, становится грубой.
2. - Как вы думаете, а каковы же причины этих болезней?
(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)
Вывод:
- В век компьютеризации упал интерес к чтению.
- Взрослые сами подают пример грубой нелитературной речи.
- Нет запрета – значит можно!
3. - А почему вы думаете, что запрета нет? Есть! И отражен он в Законе. Вы знаете о том, что существует «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»?
III. Изучение Закона (комментированное чтение учителем).
IV. Обсуждение прочитанного.
- Ваше отношение к Закону? Нужен?
- Все статьи Закона работают?
- Что нужно делать, чтобы Закон выполнялся?
(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей).
V. Слово учителя о силе русского слова.
- Анечка, солнышко, ты прекрасна!
- А почему вы так отреагировали? Приятно слышать в свой адрес добрые слова? Послушайте, как замечательно о силе русского слова сказано В.Г.Распутиным в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»:
«Содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон русских женщин, когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно, а в какие нежно. Когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родной кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета. С древнейших времен оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно – все остальное есть, а нет – и нечем будет закрепить самые искренние порывы».
- Когда читаешь эти строки, то понимаешь, как чутко воспринимает слово Валентин Григорьевич Распутин, как стремится писатель изменить отношение к русскому слову, к родному языку.
Президент РФ В.В.Путин тоже стремился привлечь внимание общественности к русскому языку, издав Указ о проведении года русского языка.
Что вам известно об Указе президента РФ, касающегося проведения года русского языка? Какой год был объявлен Годом русского языка? (2007г.)
- Прошло уже пять лет. Каковы результаты, на ваш взгляд?
(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей).
VI. В защиту о языке.
1. – Как нужно, по вашему мнению, защитить наш родной язык от тех «болезней», которыми он заражен?
- Сможет ли один Закон о государственном языке РФ справиться с серьезными изменениями, происходящими в настоящее время в русском языке?
2. – С чего или с кого нужно начать борьбу за чистоту русского языка, его сохранение? (В первую очередь – с себя!)
3. - Обратите внимание на плакат с высказыванием К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».
VII. Итог урока.
- Хочется верить, что сегодняшнее занятие будет шагом к более осознанному желанию беречь родной язык. Вам выбирать, на каком языке будут говорить ваши дети. В ваших руках будущее родного языка, а значит и будущее России!
Донесите до своих детей слова А.Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
Домашнее задание: написать листовку-обращение к сверстникам, взрослым
«Сохраним язык – сохраним Россию!»