Цели и задачи урока:
- Обобщить знания учащихся о глаголе как о части речи.
- Научить образовывать глаголы нужного лица, числа, времени;
- Расширять словарный запас учащихся;
- Развивать орфографическую зоркость, память, связную речь, логическое мышление;
- Воспитывать чувство взаимовыручки.
Основная технология проведения урока:
Два – четыре - все вместе.
Цель применения данной технологии:
- Развивать навыки общения в парах, группах, умение вести дискуссию, умение убеждать собеседника в своей правоте.
Основные понятия и термины:
- Глагол,
- Лицо,
- Число и время глагола,
- Неопределённая форма глагола (инфинитив).
Оборудование урока:
- Карта путешествий,
- Сундучок с кладом,
- Корабль,
- Жители острова (осьминоги, морские ежи, кораллы, ракушки).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
На борту нашего корабля сегодня гости и мы их приветствуем.
Приветствие гостей урока.
Капитан: Старший помощник капитана, проверьте, вся ли команда готова к отплытию!
Старпом: Команда, равняйсь, смирно!
Старпом: Палубная команда готова?
Палуба: Готова!
Старпом: Машинное отделение готово к отплытию?
Механики: Готовы!
Старпом: Матросы готовы?
Матросы: Готовы!
Старпом: Команда, наш девиз!
Команда: К цели вперёд жизнь нас зовёт!
II. Объяснение учащимся целей и задач урока. Мотивация их учебной деятельности.
Сегодня мы отправляемся на нашем корабле в путешествие на остров “Глагола”, который находится в океане Частей речи. Во время нашего путешествия мы встретимся с разными правилами русского языка и постараемся доказать, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Если путешествие пройдёт удачно, то мы обязательно должны найти клад.
Капитан: Каким должен быть современный мореплаватель?
(Команда отвечает)
III. Каллиграфическая минутка.
Перед тем как отправиться в путь, нам надо размяться,
А разминкой будет каллиграфическая минутка.
На доске написано: Мм, мор.
На второй строчке запишите слова с корнем -мор- (море, моряк, морской, морячок, морячка, приморский) Выделите в них корень.
Как называются эти слова?
Почему?
IV. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
Итак, в путь! Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами, чистой водой), в том числе и овощами. А вот какие овощи нам погрузили на судно, попробуйте отгадать и записать на доске их названия.
Капитан загадывает загадки:
1.
Красная девица сидит в темнице,
Люди в руки брали,
Косы отрывали.
2. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.
3. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит голова.
4. Итальянцы назвали этот овощ золотыми яблоками.
5. Этот овощ получил название “агурос” за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
6. Этот овощ завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель он растёт в земле.
(Отгадки: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель)
V. Проверка предыдущего домашнего задания.
Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом? (Повторить правила о глаголе и о всех других частях речи частях речи).
Какие части речи вы знаете? (Ответы детей).
Как они изменяются? (Ответы детей).
Вот я сейчас подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода.
Но, к сожалению, погода на море очень изменчива. Вот и сейчас подул ветер, набежали тучи и хотят нам помешать. Мы не должны этого допустить.
Восстановите поскорее все данные в этой таблице.
На доске (после исправления):
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Часть речи | Часть речи | Часть речи |
Предмет, вещество, абстрактное понятие | Признак предмета по его качеству, отношению к чему-либо или принадлежности | Действие предмета или его состояние как действие |
Вопросы всех падежей | Какой? Который Чей? и все от них производные |
Что делать? Что сделать? и все от них производные |
VI. Подводный риф.
Рубрика историческая справка (о глаголе)
В разделе “Имя существительное” мы познакомились с историей происхождения слов, которые отвечают на вопросы кто? что? (и не только). Изучая имена прилагательные, узнали, что слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, люди придумали гораздо позже, чем имена существительные. А теперь поговорим о глаголах - словах, которые помогли людям передать свой опыт и умение. Вполне возможно, что глаголы - слова обозначающие действие предмета или его состояние как действие - могли быть одними из самых древних слов, придуманных людьми! Мы знаем, что русский язык изменяется вместе с развитием общества. Современный русский язык уходит своими корнями в далёкое прошлое. У него был дедушка - древнерусский язык, а ещё раньше - прадедушка – старославянский язык.
Корни древних слов до сих пор поддерживают жизнь новых слов.
Например, из далекого язычества пришли глаголы очаровать, обаять. Глагол очаровать произошел от чаровати, что означало колдовать, ворожить. Глагол обаять и имя существительное обаяние связаны со словом волхвование (чародейство).
В современном русском языке глагол ошеломить употребляется в значении удивить, а ранее он обозначал удар по шлему, головному убору древнего воина — шелому.
Еще один пример: От древнего слова страда — уборка урожая — образовался глагол страдать в значении испытывать моральные переживания, физические мучения, боль. С тех давних пор, когда при уборке урожая использовался только ручной труд, и пришел к нам глагол страдать — тяжело переносить, переживать что-либо.
VII. Физкультминутка.
Недалеко от острова живут два весёлых дельфина. Они очень любознательные, дружелюбные. Чтобы с ними познакомиться, нужно обязательно провести весёлую физкультурную минутку.
К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. |
Шагаем на месте. Движения соответствуют тексту. |
1,2,3,4, Вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс, Одной, другой - это кроль. |
Хлопаем в ладоши. Встряхиваем руками. Круги двумя руками вперёд. Круги двумя руками вперёд поочерёдно. |
Все как один плывём как дельфин Вышли на берег морской И отправились домой. |
Прыжки на месте. Шагаем на месте и садимся за парты. |
В благодарность за весёлую паузу дельфинчики выбросили нам на берег жителей океана, с которыми мы сейчас и познакомимся (Морские ежи, раковины)
(Краткая информация о морских ежах)
VIII. На острове “Глагол”. (Обобщение и систематизация ранее полученных знаний о глаголе).
Вот мы и добрались на наш остров.
Давайте, вспомним, что такое глагол?
Как глагол изменяется?
А теперь вам предлагается в предложения вставить нужные по смыслу глаголы и определить, в каком времени они употребляются.
Яркие рыбки ....... у самого дна.
...... по морю шустрая селёдка.
Из-под камня ..... смелый краб.
В свой дом ...... пугливая улитка.
(Вместо точек на доске осьминожки или рыбки)
Слова для справок (Вылезает, скользят, забралась, рыщет).
IX. Практическая работа.
1. Используя инновационный метод “Два – четыре - все вместе”, предлагаю вам сделать морфологический разбор глагола, который вы определите в предложении:
Осьминог схватил щупальцем маленькую рыбку.
(Ответы детей).
2 Дорога домой проходит через узкий пролив. И чтобы его пройти надо исправить ошибки, оставленные пиратами.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
большая | набегает | водоросли |
волна | морской | Парит |
белая | чайка | берег |
Х. Подведение итогов работы учащихся на уроке. Выставление оценок. Объяснение нового домашнего задания.