Цели:
- Обобщение и закрепление знаний по теме «Лексика и фразеология», повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке.
- Развитие и закрепление навыков употребления в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.
- Развитие синтезирующего мышления, умения устанавливать единые, общие признаки сложных предложений и свойства целого.
- Воспитание положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, духа соперничества, активной жизненной позиции. Способствовать становлению любви и уважения к русскому языку.
Методы: элементы технологии кейс-стади и беседы, ГМР, объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос.
ТСО: интерактивная доска, словари, тетради, распечатки с заданием, памятки и подсказки.
ХОД УРОКА
1. Приветствие
2. Объявление темы и целей урока
Последний урок. Солнце. Обед… Хочется погулять,
отдохнуть. Помните сказку «Золушка»? Бедной
героине тоже хотелось отдохнуть, поехать на бал.
Что ей на это сказала мачеха?
Я не хочу быть для вас злой мачехой, но не буду и
доброй феей, которая всё за вас сделает. Мы будем
работать вместе, я буду вам помогать, а если мне
будет трудно, я надеюсь, что и вы мне поможете.
Согласны?
Итак, сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания об основных лексических разрядах в РЯ, об особенностях фразеологизмов как лексических единиц и их роли в языке, в нашей речи. А зачем нам это знать?
Материал урока по плану:
1) Какое слово заявлено первым в теме нашего урока? ЛЕКСИКА. Что это такое?
(Ответ: Л – весь словарный состав РЯ)
В русском языке огромное количество слов... Вас
во взводе всего 9 человек. Но вас можно
сгруппировать по разным признакам: рост, вес,
цвет глаз и т.д.
– Слова тоже можно объединить в многочисленные
группы.
2) Работа по распечаткам совместно с учителем, обсуждение задания, совместные выводы.
Я приготовила для вас распечатки. Слова уже сгруппированы по определённым признакам. Нам надо выяснить, по каким, и вспомнить научную терминологию. Если при работе у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться ПОДСКАЗКАМИ и наводящими вопросами учителя.
3) Заполнение таблицы на интерактивной доске «Карусель».
Частично наша таблица заполнена. Осталось дать определения и привести примеры. Начинаем «Карусель».
4) Закрепление материала.
А. Работа со стихотворением М.Цветаевой.
Послушайте стихотворение. Какие слова являются основным средством худ.выраз?
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
– Какую роль здесь играют антонимы?
Вывод: антонимы служат для большей выразительности.
Б. Дуэль «Синонимы».
В. Блиц-опрос «Терминология»*
Г. Объяснительный диктант (полисемия)
Моряки увидели землю.
Над землёй сгустились тучи.
Земля в наших краях плодородная.
Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
– Какие значения имеет слово земля? Суша,
почва, участок, надел, планета.
– Как называются слова, у которых много значений?
(Многозначные)
Д. Весёлые стихи. (Омонимы).
– Мы уже долго работаем. Надо передохнуть. А лучший отдых – это смена деятельности. Смотри и слушайте.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
– Какой вопрос я хочу задать?
– Сколько существительных «попугай» в
стихотворении?
5) Итоги 1-й части. Стихи о работе суворовцев и похвальное слово
М. Горький одному из своих корреспондентов писал: «Кроме слов хорошо, отлично, есть ещё немало хвалебных слов…»
Над лексикой, фразеологией вы потрудились не
напрасно,
И отвечали славно, хорошо, отлично и прекрасно,
Великолепно, совершенно, удивительно,
Неподражаемо, чудесно, восхитительно!
6) Фразеологизмы. Определение.Особенности.
Мне очень хочется, чтобы вы знали и ценили красоту и возможности русского языка, поэтому я похвалю вас ещё раз, но по-другому. Молодцы! Работали с огоньком, не сидели набрав в рот воды, не считали ворон, а трудились, засучив рукава. Мы и глазом не успели моргнуть – пол-урока пролетело!
– Какие особенные слова я использовала сейчас? (Фразеологизмы). Что это?
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРАЗНОГО ХРАКТЕРА.
Следующая часть нашего урока посвящена фразеологии. Что это такое?
7) Работа с фразеологизмами
А. Загадки.
Внимание! Фразеологические загадки! Отгадайте слово и фразеологизмы, о которых идёт речь.
1. Его проглатывают; у кого-то он хорошо
подвешен; за него не тянут. (Язык)
2. Не цветы, а вянут; не ладони, а хлопают; не бельё,
а их развешивают доверчивые люди. (Уши)
3. Он в голове у несерьёзного человека; его
советуют поискать в поле; на него бросают слова и
деньги. (Ветер)
Б. Фразеологизмы-синонимы.
– Как называются слова, сходные по своему
лексическому значению? (Синонимы).
– А могут ли быть синонимами фразеологизмы?
Не видно ни зги – хоть глаз коли
Водить вокруг пальца – водить за нос
Работать засучив рукава – не жалея сил
Как селёдок в бочке – яблоку негде упасть
Как ветром сдуло – и след простыл
Со всех ног – сломя голову
В*. Пантомима. (Покажи фразеологизм).
До седьмого пота, клевать носом, сматывать удочки, сидеть сложа руки, плевать в потолок, зарывать талант в землю (с. 124), разрубить Гордиев узел (с. 290)
Г. Составление предложений, работа со словарём.
У вас на столах лежат Фр. Сл. Полистайте, посмотрите, пожалуйста, выберите один фразеологизм и составьте с ним предложение (простое или сложное).
Проверка.
4. Рефлексия
5. Итоги. Отметки
6. Задание на самоподготовку
а) Параграф 4;
б) Упр.33, 34 (1-4 предл.)