Обобщающие слова при однородных членах предложения
Цели:
- повторение и обобщение сведений по теме “Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами”;
- проверка качества знаний учащихся по пройденным темам (задания А1, А14, А19).
Задачи.
Образовательные:
- совершенствование навыков пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами;
- совершенствование навыков выполнения тестового задания А24;
- внедрение тренинговой технологии при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
- развитие аналитического мышления;
- формирование и совершенствование речи учащихся;
- развитие пунктуационной и орфографической зоркости.
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся;
- учить внимательному прочтению языкового материала.
Тип урока – комбинированный урок.
Использованные технологии:
- тренинговая технология;
- ИКТ.
Планируемый результат:
учащиеся должны знать:
- что такое обобщающие слова;
учащиеся должны уметь:
- ставить знаки препинания при обобщающих словах.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация Power Point к занятию;
- Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2006;
- Произведения И.Крылова, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Гоголя, И.Гончарова, М.Горького, А.Чехова, И.Тургенева и др.
- Справочные тетради для подготовки к ЕГЭ.
Ход урока (45 минут)
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.
II. Проверка домашнего задания
Традиционно в 11 классе в начале каждого урока проводятся тренинговые упражнения разного характера, основанные на заучивании языкового материала. В быстром темпе проводится устный опрос 2-3 учеников по каждому типу упражнения и небольшой словарный диктант. Материал для упражнений подбирается учителем и записывается учениками в Справочную тетрадь для подготовки к ЕГЭ.
1) Тренинговые упражнения
- на правописание (ё после шипящих):
жёлтый, шёлк, чёрный, шёпот, щёголь, жёлчь, чёлка, чёлн, жёрнов, ожёг (глаг.), бечёвка, чечётка, жёлоб, вечёрка, жёлудь, чётки, кочёвка, чёлн, жёваный, корчёвка, зачёт, освежённый, ретушёр, молодожён, пощёчина, пшёнка, бережёный, вощёный, ночёвка, дирижёр, жжёнка, сгущёнка, затушёвывать, сгущённый.
- на ударение (слова на К, О, П):
камбала, каучук, квартал, квашение, кинематография, кладовая, класть – клала, коклюш, красивее, кремень, кулинария, кухонный.
Обеспечивание, обесценить, обетованный, облегчить, ободрить, обострить, олигархия, опека, опериться, оптовый, осужденный, откупорить, очистной.
Пасквиль, петля, пиццерия, побасёнка, подростковый, поутру, похороны, предвосхитить, премирование, премировать, приговор, приданое, принудить, приобретение, прирост, проведённый, простыня – нет простынь, процент, путепровод.
2) Словарный диктант на правописание наречий с последующей взаимопроверкой и оцениванием. Текст диктанта после прочтения проецируется на доску.
Бок о бок, на память, до востребования, без толку, в охапку, в придачу, вничью, вполголоса, вперегонки, врукопашную, вперемежку, волей – неволей, крест – накрест, поодиночке, попусту, посередине, точь – в – точь, снизу доверху, чересчур, досуха, заново, исстари, дотемна, ошибка налицо, исподволь, невмоготу, наотмашь, замуж, навзничь, сплошь, навстречу ветру, находиться в виду, подняться ввысь, раздаться вширь.
III. Актуализация опорных знаний по теме “Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами”
- Сегодня мы повторяем тему “Обобщающие слова при однородных членах предложения”. Вы должны знать, что такое обобщающие слова и уметь ставить знаки препинания при обобщающих словах.
Сообщение по теме и ее презентацию подготовила Баранова Кристина. Послушаем ее.
- Цель моей презентации – напомнить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами. Слайды 1-2
При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию. Слайд 3
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием. Слайд 4
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями. Слайд 5
Обобщающие слова и однородные члены при них оформляются довольно сложной системой знаков препинания. Представим ее в виде пяти блоков. Не забываем вносить схемы в Справочную тетрадь.
1. Двоеточие ставится:
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов;
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении. Слайды 6-8
Но двоеточие не ставится, если при однородных членах предложения, являющихся именами собственными, географическими названиями, названиями литературных произведений и т.д. есть общее приложение, определяемое слово. Слайд 9
2. Тире ставится:
- если обобщающее слово находится после однородных членов. Слайд 10
- если акцент делается на обобщающем слове, а однородные члены предложения являются дополнительным уточнением. Слайд 11
3. Ставится комбинация знаков:
запятая и двоеточие при словах: как-то, а именно, то есть, например. Слайд 12
тире и запятая при словах: словом, одним словом, короче говоря. Слайд 13
двоеточие и тире, если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения. Слайд 14
Но если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов). Слайд 15
IV. Обобщение и систематизация изученного
1. Анализ предложений. Слайд 16
Объяснить пропущенные знаки препинания, начертить схемы предложений, определить синтаксическую роль обобщающих слов.
2. Самостоятельное выполнение в группах упражнения 410 (по заданию) с последующей проверкой:
первый ряд – предложения с тире,
второй ряд – предложения с двоеточием,
третий ряд – предложения с комбинированными знаками препинания.
3. Иллюстрация схем на употребление знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами примерами из художественной литературы. Упражнение 411
4. Самостоятельное выполнение тестовых заданий А24 с последующей проверкой. Слайды 17-22
5. Подведение итогов урока, оценка знаний
6. Рефлексия “Знаю – Умею - Могу”
7. Домашнее задание: упражнение 412, тренинговые упражнения (О после шипящих; ударение в словах на М, Р, С; правописание производных предлогов).