Обобщающие слова при однородных членах предложения

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторение и обобщение сведений по теме “Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами”;
  • проверка качества знаний учащихся по пройденным темам (задания А1, А14, А19).

Задачи.

Образовательные:

  • совершенствование навыков пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами;
  • совершенствование навыков выполнения тестового задания А24;
  • внедрение тренинговой технологии при подготовке к ЕГЭ.

Развивающие:

  • развитие аналитического мышления;
  • формирование и совершенствование речи учащихся;
  • развитие пунктуационной и орфографической зоркости.

Воспитательные:

  • способствовать развитию культуры речи учащихся;
  • учить внимательному прочтению языкового материала.

Тип урока – комбинированный урок.

Использованные технологии:

  • тренинговая технология;
  • ИКТ.

Планируемый результат:

учащиеся должны знать:

  • что такое обобщающие слова;

учащиеся должны уметь:

  • ставить знаки препинания при обобщающих словах.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация Power Point к занятию;
  • Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2006;
  • Произведения И.Крылова, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Гоголя, И.Гончарова, М.Горького, А.Чехова, И.Тургенева и др.
  • Справочные тетради для подготовки к ЕГЭ.

Ход урока (45 минут)

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Проверка домашнего задания

Традиционно в 11 классе в начале каждого урока проводятся тренинговые упражнения разного характера, основанные на заучивании языкового материала. В быстром темпе проводится устный опрос 2-3 учеников по каждому типу упражнения и небольшой словарный диктант. Материал для упражнений подбирается учителем и записывается учениками в Справочную тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

1) Тренинговые упражнения

  • на правописание (ё после шипящих):

жёлтый, шёлк, чёрный, шёпот, щёголь, жёлчь, чёлка, чёлн, жёрнов, ожёг (глаг.), бечёвка, чечётка, жёлоб, вечёрка, жёлудь, чётки, кочёвка, чёлн, жёваный, корчёвка, зачёт, освежённый, ретушёр, молодожён, пощёчина, пшёнка, бережёный, вощёный, ночёвка, дирижёр, жжёнка, сгущёнка, затушёвывать, сгущённый.

  • на ударение (слова на К, О, П):

камбала, каучук, квартал, квашение, кинематография, кладовая, класть – клала, коклюш, красивее, кремень, кулинария, кухонный.

Обеспечивание, обесценить, обетованный, облегчить, ободрить, обострить, олигархия, опека, опериться, оптовый, осужденный, откупорить, очистной.

Пасквиль, петля, пиццерия, побасёнка, подростковый, поутру, похороны, предвосхитить, премирование, премировать, приговор, приданое, принудить, приобретение, прирост, проведённый, простыня – нет простынь, процент, путепровод.

2) Словарный диктант на правописание наречий с последующей взаимопроверкой и оцениванием. Текст диктанта после прочтения проецируется на доску.

Бок о бок, на память, до востребования, без толку, в охапку, в придачу, вничью, вполголоса, вперегонки, врукопашную, вперемежку, волей – неволей, крест – накрест, поодиночке, попусту, посередине, точь – в – точь, снизу доверху, чересчур, досуха, заново, исстари, дотемна, ошибка налицо, исподволь, невмоготу, наотмашь, замуж, навзничь, сплошь, навстречу ветру, находиться в виду, подняться ввысь, раздаться вширь.

III. Актуализация опорных знаний по теме “Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами”

- Сегодня мы повторяем тему “Обобщающие слова при однородных членах предложения”. Вы должны знать, что такое обобщающие слова и уметь ставить знаки препинания при обобщающих словах.

Сообщение по теме и ее презентацию подготовила Баранова Кристина. Послушаем ее.

- Цель моей презентации – напомнить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами. Слайды 1-2

При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию. Слайд 3

Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием. Слайд 4

Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями. Слайд 5

Обобщающие слова и однородные члены при них оформляются довольно сложной системой знаков препинания. Представим ее в виде пяти блоков. Не забываем вносить схемы в Справочную тетрадь.

1. Двоеточие ставится:

1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов;

2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении. Слайды 6-8

Но двоеточие не ставится, если при однородных членах предложения, являющихся именами собственными, географическими названиями, названиями литературных произведений и т.д. есть общее приложение, определяемое слово. Слайд 9

2. Тире ставится:

  1. если обобщающее слово находится после однородных членов. Слайд 10
  2. если акцент делается на обобщающем слове, а однородные члены предложения являются дополнительным уточнением. Слайд 11

3. Ставится комбинация знаков:

запятая и двоеточие при словах: как-то, а именно, то есть, например. Слайд 12

тире и запятая при словах: словом, одним словом, короче говоря. Слайд 13

двоеточие и тире, если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения. Слайд 14

Но если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов). Слайд 15

IV. Обобщение и систематизация изученного

1. Анализ предложений. Слайд 16

Объяснить пропущенные знаки препинания, начертить схемы предложений, определить синтаксическую роль обобщающих слов.

2. Самостоятельное выполнение в группах упражнения 410 (по заданию) с последующей проверкой:

первый ряд – предложения с тире,

второй ряд – предложения с двоеточием,

третий ряд – предложения с комбинированными знаками препинания.

3. Иллюстрация схем на употребление знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами примерами из художественной литературы. Упражнение 411

4. Самостоятельное выполнение тестовых заданий А24 с последующей проверкой. Слайды 17-22

5. Подведение итогов урока, оценка знаний

6. Рефлексия “Знаю – Умею - Могу”

7. Домашнее задание: упражнение 412, тренинговые упражнения (О после шипящих; ударение в словах на М, Р, С; правописание производных предлогов).

Приложение