Цели:
- повторение и обобщение сведений по теме “Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами”;
- проверка качества знаний учащихся по пройденным темам (задания А1, А14, А19).
Задачи.
Образовательные:
- совершенствование навыков пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами;
- совершенствование навыков выполнения тестового задания А24;
- внедрение тренинговой технологии при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
- развитие аналитического мышления;
- формирование и совершенствование речи учащихся;
- развитие пунктуационной и орфографической зоркости.
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся;
- учить внимательному прочтению языкового материала.
Тип урока – комбинированный урок.
Использованные технологии:
- тренинговая технология;
- ИКТ.
Планируемый результат:
учащиеся должны знать:
- что такое обобщающие слова;
учащиеся должны уметь:
- ставить знаки препинания при обобщающих словах.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация Power Point к занятию;
- Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2006;
- Произведения И.Крылова, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Гоголя, И.Гончарова, М.Горького, А.Чехова, И.Тургенева и др.
- Справочные тетради для подготовки к ЕГЭ.
Ход урока (45 минут)
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.
II. Проверка домашнего задания
Традиционно в 11 классе в начале каждого урока проводятся тренинговые упражнения разного характера, основанные на заучивании языкового материала. В быстром темпе проводится устный опрос 2-3 учеников по каждому типу упражнения и небольшой словарный диктант. Материал для упражнений подбирается учителем и записывается учениками в Справочную тетрадь для подготовки к ЕГЭ.
1) Тренинговые упражнения
- на правописание (ё после шипящих):
жёлтый, шёлк, чёрный, шёпот, щёголь, жёлчь, чёлка, чёлн, жёрнов, ожёг (глаг.), бечёвка, чечётка, жёлоб, вечёрка, жёлудь, чётки, кочёвка, чёлн, жёваный, корчёвка, зачёт, освежённый, ретушёр, молодожён, пощёчина, пшёнка, бережёный, вощёный, ночёвка, дирижёр, жжёнка, сгущёнка, затушёвывать, сгущённый.
камбала, каучук, квартал, квашение, кинематография, кладовая, класть – клала, коклюш, красивее, кремень, кулинария, кухонный.
Обеспечивание, обесценить, обетованный, облегчить, ободрить, обострить, олигархия, опека, опериться, оптовый, осужденный, откупорить, очистной.
Пасквиль, петля, пиццерия, побасёнка, подростковый, поутру, похороны, предвосхитить, премирование, премировать, приговор, приданое, принудить, приобретение, прирост, проведённый, простыня – нет простынь, процент, путепровод.
2) Словарный диктант на правописание наречий с последующей взаимопроверкой и оцениванием. Текст диктанта после прочтения проецируется на доску.
Бок о бок, на память, до востребования, без толку, в охапку, в придачу, вничью, вполголоса, вперегонки, врукопашную, вперемежку, волей – неволей, крест – накрест, поодиночке, попусту, посередине, точь – в – точь, снизу доверху, чересчур, досуха, заново, исстари, дотемна, ошибка налицо, исподволь, невмоготу, наотмашь, замуж, навзничь, сплошь, навстречу ветру, находиться в виду, подняться ввысь, раздаться вширь.
III. Актуализация опорных знаний по теме “Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами”
- Сегодня мы повторяем тему “Обобщающие слова при однородных членах предложения”. Вы должны знать, что такое обобщающие слова и уметь ставить знаки препинания при обобщающих словах.
Сообщение по теме и ее презентацию подготовила Баранова Кристина. Послушаем ее.
- Цель моей презентации – напомнить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами. Слайды 1-2
При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию. Слайд 3
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием. Слайд 4
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями. Слайд 5
Обобщающие слова и однородные члены при них оформляются довольно сложной системой знаков препинания. Представим ее в виде пяти блоков. Не забываем вносить схемы в Справочную тетрадь.
1. Двоеточие ставится:
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов;
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении. Слайды 6-8
Но двоеточие не ставится, если при однородных членах предложения, являющихся именами собственными, географическими названиями, названиями литературных произведений и т.д. есть общее приложение, определяемое слово. Слайд 9
2. Тире ставится:
3. Ставится комбинация знаков:
запятая и двоеточие при словах: как-то, а именно, то есть, например. Слайд 12
тире и запятая при словах: словом, одним словом, короче говоря. Слайд 13
двоеточие и тире, если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения. Слайд 14
Но если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов). Слайд 15
IV. Обобщение и систематизация изученного
1. Анализ предложений. Слайд 16
Объяснить пропущенные знаки препинания, начертить схемы предложений, определить синтаксическую роль обобщающих слов.
2. Самостоятельное выполнение в группах упражнения 410 (по заданию) с последующей проверкой:
первый ряд – предложения с тире,
второй ряд – предложения с двоеточием,
третий ряд – предложения с комбинированными знаками препинания.
3. Иллюстрация схем на употребление знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами примерами из художественной литературы. Упражнение 411
4. Самостоятельное выполнение тестовых заданий А24 с последующей проверкой. Слайды 17-22
5. Подведение итогов урока, оценка знаний
6. Рефлексия “Знаю – Умею - Могу”
7. Домашнее задание: упражнение 412, тренинговые упражнения (О после шипящих; ударение в словах на М, Р, С; правописание производных предлогов).