Цель урока - формирование умений в употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;
- выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
- систематизировать знания по теме “Буква Ь на конце слов разных частей речи”;
развивающие:
- формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике;
- развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать логически связную устную и письменную речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, волю, общительность, коммуникативность;
- воспитывать культуру речи;
- чувство коллективизма и ответственности при работе в парах, группах.
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, музыкальное произведение в записи Л. Бетховена.
Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий (45 мин.). Методика адаптивного обучения
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Повторение.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
4. Создание проблемной ситуации. Объяснение нового материала.
5. Первичная проверка усвоения знания.
б. Первичное закрепление знаний.
7. Закрепление.
8. Рефлексия. Подведение итогов урока.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
Цель: создание работоспособной атмосферы на уроке, психологического комфорта, настроя на изучение темы.
- Как настроение, ребята? Мы продолжаем изучение темы “Наречие”, познакомимся сегодня с новой орфограммой.
2. Проверка домашнего задания (З мин.).
Цель: проверка умения отличать наречия от других частей речи.
Блиц - турнир. Задание было дано заранее. 1 группа задает, вторая - отвечает. Затем вторая задает, а первая отвечает.
1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них только наречия. Указать признаки наречия, похожие с деепричастием.
2. Даны предложения. Определить синтаксическую роль наречия.
- Что общего и чем отличаются наречия от других частей речи?
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (З мин.).
Цель: подготовка учащихся к восприятию темы. На экране - таблица.
Повторение правописания “Ь” в разных частях речи. Фронтальная работа.
“Ь” после шипящих
“Ь” пишется сущ. 3-го скл. (рожь) №8 |
“Ь” не пишется сущ. не 3-го скл. (карандаш, рощ, дач) |
крат. прил. (могуч) №20 | |
глагол 2-го л.ед.ч. (–ешь) №22 неопр.ф. (беречь) повел.накл. (отрежь) №47 |
|
наречия: настежь №63 | наречия: после “ж”, уж, замуж, невтерпеж – искл. |
После “ш” и “ч” (вскачь) |
Словарь: настежь - на “стеж” (“крюк”) - буквально “на дверном крюке”, т.е. “открыто”
4. Создание проблемной ситуации. Часть таблицы с орф№бЗ закрыта.
Учитель. Ребята, наш давний знакомый, Петя Ошибкин, написал слова настеж_, вскач_ без “Ь”. (На экране высвечиваются слова). Он рассуждал так: “На конце слов после шипящих не пишется “Ь”, это я точно помню”. Прав ли он? (Ребята пока не знают правописания этих слов).
В словах какой части речи он написал “Ь”? Какой будет тема урока?
(Побуждение к формулированию проблемы)
Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране - слайд.
5. Объяснение нового материала (5 мин.).
Цель: знакомство учащихся с правилом написания “Ь” на конце наречий.
Учитель. Давайте посмотрим, как пишутся наречия. На что обращаем внимание? После каких шипящих пишется (не пишется) “Ь”?
Ученики сами формулируют правило.
Правило первое. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.
Правило второе. На конце наречий мягкий знак после букв “ш” и “ч” пишется, а после буквы ж не пишется, кроме одного слова-исключения настежь.
Алгоритм рассуждения по применению правила:
1) Определить, какая это часть речи.
2) Если это наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений.
З) Если нет, пиши мягкий знак.
5. Первичная проверка усвоения знаний (2 мин.)
Цель: проверка уровня знаний учащихся.
Работа с учебником. Читается материал параграфа 44. Правило заучивается наизусть. Организуется парная работа по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.
Вывод о написании мягкого знака на конце наречий.
- А теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов. (Ученики объясняют правило).
6. Первичное закрепление знаний (5 мин.).
Цель: закрепление необходимых знаний на уроке.
Словарная диктовка. 1) Закажи Балде службу,! Чтоб стало ему невмочь,! А требуй, чтобы он ее/ Исполнил точь-в-точь. (А.С. Пушкин). 2) Шалун уж заморозил пальчик. (А. С. Пушкин). З) Небо было сплошь покрыто тучами. (М. Горький). Выполняется у доски. Списать, подчеркнуть изученную орфограмму.
Делается вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.
7. Закрепление (10 мин.).
Цель: закрепление умения находить данную орфограмму и применение правила на практике.
1. Работа по группам. Дифференцированные задания.
Цель: закрепление знаний учащихся по изученной теме.
I группа. Работа по заданию учебника, упражнение 265. Помощь - таблица на слайде. Проверка консультантами.
2 группа. Работа на компьютерах. Программированный диктант.
1) Матушка-рожь кормит всех сплошь.2) Землю вскачь не пашут. З) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.
2) Работа по карточке. Вставить пропущенные буквы.
Упасть навзнич_, ринуться проч_, ударить наотмаш_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ покрыться тучами, медленно теч_, копченый лещ, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.
Определяет уровень знаний компьютерная программа.
3 группа. Работа на компьютерах. Электронные пособия. “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 7класс, СD-ROМ. Учащиеся работают по обучающей программе диска. Выполнение тестовых заданий. Выполняя задания на мониторе, учащиеся видят результат своей работы. Имеется режим выставления оценок.
Вывод о написании “Ь” на конце наречий.
2.Дидактическая игра. На экране проектора (2 мин.).
Цель: проверка умения отличать наречие от других частей речи.
Учитель. А теперь давайте немного поиграем: заполним кроссворд, вписав в него наречия.
- Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
- замуж, тягач, задач, могуч;
- прочь, страж, тягуч, льешь;
- наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
- училищ, вскачь, толочь, помощь;
- Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
- Настежь, передач, блестящ, бородач.
Игра “Агентство Шерлока Холмса”
Операция “Где спряталось наречие “уж”?”
Задание. Напишите существительные, в которых встречается “ -уж-”
Подведение итогов игрового момента. Устное поощрение ответов учащихся.
3. Работа с разноуровневыми карточками (3 мин.)
Цель: проверка уровня усвоения темы.
Учитель. А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности. Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”. Задача очень проста: укажите количество слов, в которых необходим мягкий знак.
Уровень 3 Вариант 1
1) зелень пастбищ_(Р.п.мн.ч.);
2) нужно береч_(глагол);
З) установившаяся тиш_(ж.р.);
4) взять реванш_(м.р.);
5) воздух свеж_(кр.прил.);
6) радость встреч_(Р.п.мн.ч.);
7) проголодаеш_ся (глагол);
8) открыть настеж_(нареч.);
9) голос чарующ_(кр.прил.);
10) быстро учиш_(глагол);
11) интересный репортаж_(м.р.);
12) отреж_ кусочек (глагол);
Слов с Ь ________?
Уровень 4 Вариант 1
1) зелень пастбищ_(сущ.);
2) нужно береч_(глагол);
З) установившаяся тиш_(сущ.);
4) взять реванш_(сущ.);
5) воздух свеж_(прил.);
6) радость встреч_(сущ.);
7) проголодаеш_ся (глагол);
8) открыть настеж_(нареч.);
9) голос чарующ_(прил.);
10) быстро учиш_(глагол);
11) интересный репортаж_(сущ.);
12) отреж_ кусочек (глагол);
Слов с Ь _________?
Уровень 5 Вариант 1
1) зелень пастбищ_;
2) нужно береч_;
З) установившаяся тиш_;
4) взять реванш_;
5) воздух свеж_;
6) радость встреч_;
7) проголодаеш_ся;
8) открыть настеж_;
9) голос чарующ_;
10) быстро учиш_;
11) интересный репортаж_;
12) отреж_ кусочек;
Слов с Ь ________ ?
Уровень 3 Вариант 2
1) отвлеч_ внимание (глагол);
2) множество неудач_(Р.п.мн.ч);
З) военная мощ_(ж.р.);
4) удачный розыгрыш_(м.р.);
5) кактус колюч (кр.прил.);
б) зарево пожарищ_(Р.п.мн.ч.);
7) сумел увлеч_ся(глагол);
8) быстро уничтож_(глагол);
9) саванньгй пейзаж_(м.р.);
10) мчался вскач_(нареч.);
11) ужасно тощ_(кр.прил.);
12) ничего не помниш_(глагол);
Слов с Ь ______ ?
Уровень 4 Вариант 2
1) отвлеч_ внимание (глагол);
2) множество неудач_(сущ.);
З) военная мощ_(сущ.);
4) удачный розыгрыш_(сущ.);
5) кактус колюч(прил.);
б) зарево пожарищ_(сущ.);
7) сумел увлеч_ся(глагол);
8) быстро уничтож_(глагол);
9) саванньгй пейзаж_(сущ.);
10) мчался вскач_(нареч.);
11) ужасно тощ_(прил.);
12) ничего не помниш_(глагол);
Слов с Ь _____ ?
Уровень 5 Вариант 2
1) отвлеч_ внимание;
2) множество неудач_;
З) военная мощ_;
4) удачный розыгрыш_;
5) кактус колюч_;
б) зарево пожарищ_;
7) сумел увлеч_ся;
8) быстро уничтож_;
9) саванный пейзаж_;
10) мчался вскач_;
11) ужасно тощ_;
12) ничего не помниш_.
Слов с Ь ________?
Показ правильных ответов на слайдах.
Учащимися делается вывод об употреблении “Ь” в разных частях речи.
Проводится физминутка (звучит классическая музыка Бетховена для детей).
4. Работа с текстом по картине (10 мин.).
Цель: проверка уровня речеведческих и правописных умений и навыков, развитие логически связной речи.
Учитель. Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона “Конец зимы. Полдень”. Давайте познакомимся с текстом. (На экране высвечивается репродукция картины. Текст на столах учеников).
Задания для работы.
- Прочитайте текст (один ученик читает).
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль текста (художественный).
- Докажите свое мнение. Обратите внимание на образные средства языка.
- Выполните задания: вставьте пропущенные буквы, расставьте занятые. Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ . Не пряч_тесь от природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увидеть как бьет из-под земли ключ. Это не блаж_. Ведь весна уже не мираж_а реальность. Нельзя пренебреч_ законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна соседних дач. Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину К. Юона “Конец зимы. Полдень”.
- А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины К. Юона? Составьте предложения по началу:
Глядя на картину К. Юона, я думаю ... Звучит музыкальный фрагмент.
Учитель. “И забываю мир - и в сладкой тишине я усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне...”.
Ученики пишут мини-сочинение. Затем 2-З ученика читают. Работы анализируются, выставляют оценки сами учащиеся.
Учитель. Ваши работы становятся все интереснее, ярче, выразительнее. Какие слова классиков можно вспомнить? (Ученики вспоминают слова К. Паустовского и др.).
8. Рефлексия. Подведение итогов урока (1 мин.) Результат достижения цели.
Учитель. Сегодня мы с вами изучили тему “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”. Какие цели мы ставили на уроке? На экране высвечиваются цели урока. Достигли мы их? Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.
- В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак? ГЛАГОЛ
- В словах какой части речи после шипящих никогда не пишется мягкий знак? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- В словах какой части речи мягкий знак после шипящих не пишется только в словах-исключениях? НАРЕЧИЕ
- В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода, числа и падежа? СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь? НАРЕЧИЕ
Выставление оценок учителем и их мотивирование.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения
(1 мин.) Цель: развитие памяти, самодисциплины, целенаправленное усвоение знаний и умений, полученных на уроке.
Свободное домашнее задание.
1. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова “Русский язык” Е.М.Сергеева. Тестовые задания по русскому языку (тест 28, 29).
2. Написать сочинение-эссе с изученной орфограммой, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернет.
Учитель. На экране стихотворение, которое включает слова на изученную орфограмму.
После уроков вскачь опасно
Спускаться со второго этажа.
Хотя и настежь двери,
Но не стоит спешить домой после звонка.
Совету моему уж внемли, школьник,
Точь-в-точь исполни ты его.
И маме не придется позже
Лечить ушибы тела твоего.
Благодарю вас!
Список использованных источников
Для учителя.
- Барова Е.С., Воронова Е.Н. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 7 класса Р.Н. Бунеева и др. М.: Баласс, 2008г. (Образовательная система “Школа 2100”
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7 класс. Книга для учителя. М., “Просвещение”. 1999г.
- Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов-на Дону. Издательство “Феникс” 2006г.
- Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. (М.: Просвещение): 7-й класс”. Издательство “Экзамен” М., 2010, УМК.
- Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Москва. “Просвещение”. 2002г.
Для родителей.
1. Ленская Т.С., Угроватова Т.Ю. Русский язык. Орфография. В 4 ч. (Домашний репетитор). М.,: Айрис-пресс. 2003г.
Для учащихся.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., “Просвещение”. 1995г.
- Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. М., “Просвещение”. 1984г.
- Реурсы Интернет.
- CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс”, ООО “Кирилл и Мефодий”, www. KM.ru.