Предложенный вариант урока завершает изучение раздела, знакомящего детей младшего школьного возраста с лентой времени. Это первое погружение учащихся в столь сложный материал, который обеспечивает не только временное восприятие истории, но и синтез представлений о времени, исторических событиях, исторических личностей, исторической карты.
Форма конкурсного урока поможет детям окунуться в мир состязательности, позволяя каждому выбрать удобную форму проявления полученных ЗУНов. В качестве информационного поля, учитывая возраст и образное мышление, представлены рисуночные задания. Они помогут воспроизвести ранее изученный материал зрительно. Ситуационные задачи внесут остроту конкуренции знаний для “сильной” группы детей. Условия урока-конкурса способствуют овладению технологии выбора, решению проблем возможных пробелов знаний, комфортной организации учебных коммуникаций и личностного продвижения школьников.
Урок реально вписывается в программу “Школы России”, пропедевтический курс “Введение в историю” программы и учебника Е.В. Саплиной, А.И. Саплина.
Сочетание основополагающих компонентов педагогических технологий личностно – ориентированного обучения /И.С. Якиманской/, деятельностного подхода в современных условиях внешней или внутренней дифференциации позволяет добиваться личностного продвижения каждого учащегося в изучении истории.
Учащиеся совместно с учителем, через активные приёмы, формы и методы работы погружаются в конкурсную часть урока, предварительно мотивируя цели и задачи урока, выбирая инструментарий для их достижения, “личностную нишу” проявления знаний, умений и навыков. Для этого предложены кроссворды с текстовыми и рисуночными заданиями, задания синтезированного порядка. Включены элементы состязательности, которые предусмотрены как в групповой, так и в индивидуальной формах. Такая система конкурсности поддерживает воспитательные начала, развивает личностные проявления при ответственности за коллективный успех.
Адекватно использованные формы, методы, приёмы учебной деятельности способствуют проявлению новых учебных навыков систематизации и структуризации ЗУНов, узнаванию исторических времени, места, личности, причинно-следственных связей, понятийного ряда.
Урок не предусматривает оценки “2”, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в удобной, наиболее приемлемой форме работы, максимально продемонстрировать свой уровень ЗУНов. Заявленная система само- и взаимооценки учебного труда вырабатывает логику само- и взаимоопределения достигнутых результатов, возможных пробелов, что способствует комфортности общения, господству субъект – субъектных связей.
Решение на протяжении всего урока познавательных задач в режиме творческого диалога развивает основы гуманитарного мышления учащихся. Обстановка непринуждённости в учебных коммуникациях демонстрирует гуманистические начала. Заявленная технология ЛОО И.С. Якиманской решает проблему успешности учебных действий, детского учебного труда, педагогическую удовлетворённость достигнутым.
Цели урока: создать условия для
- обобщения начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии истории;
- комфортного применения ранее полученных ЗУНов по заявленной теме;
- развития общеученических навыков анализа, сравнения;
- формирования основ исторического мировоззрения.
Понятия, идеи: (изложены в планах уроков №№ 1-4, с. 3-11 учебника).
Оборудование:
- кроссворды с текстовыми и рисуночными заданиями;
- лента времени;
- задачи и задания к ленте времени;
- задание синтезированного порядка;
- рассказ-задание “Ошибка историка”.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оргформа: урок-конкурс.
Условия конкурса:
- оценивание результатов проводится как по групповой деятельности, так и за индивидуальное участие;
- каждый учащийся имеет возможность проявить полученные им ЗУНы в произвольном режиме (независимо от желания учителя), в удобных для него формах и видах деятельности;
- за каждый верный ответ начисляется один “+” участнику и другой группе, за честь которой он выступает;
- неверный ответ не приносит “наказания”, продолжается поиск верного результата, в котором преимущественно имеют право принять участие товарищи по команду, только затем представители других команд;
- результаты участия групп отслеживаются на доске-табло, а успехи детей в листе контроля, который ведёт учитель или хорошо успевающий учащийся;
- итогом урока служит успешность освоения раздела всем классом в целом; в качестве результатов может оцениваться не только конкурентность полученных ЗУНов, но и личностная динамика продвижения в способах, формах, прочих проявлениях конкретных учащихся, которых отмечают дети;
- урок не предусматривает оценки “2”;
- домашнее задание получают только те дети, которые проявили слабые знания и умения по изученному разделу.
Ход урока
I. Разминка
Друзья! Мы с вами закончили изучение первого раздела нового для вас предмета.
- как называет наш новый предмет;
- что он изучает;
- о чём был первый раздел, с которым мы с вами познакомились?
Попробуйте из предложенного отрывка стихотворения определить знакомые для вас понятия, ответить на вопрос “Какова цель нашего урока обобщения?”:
Узнавая истории строки
Погружаемся вместе во время,
Хоть герои давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!Лента времени – это дорога,
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи.(Отрывок из стихотворения автора урока).
Дети делают вывод о том, что:
- данное стихотворение нацеливает их на поиск истины каждой эпохи через овладение навыками исторического времени, использование понятий первого раздела учебника;
- цель урока: показать на каком уровне каждый учащийся овладел знаниями, умениями, навыками пользования терминологией, рассуждениями “исторического времени”;
- задача каждого: проявить в удобных для него вариантах, формах работы, индивидуально и в группах полученные ЗУНы, чтобы доказать свой уровень усвоения, ликвидировать возможные пробелы.
Какие главные вопросы поставили авторы учебника Елена Витальевна и Андрей Иванович Саплины при изучении раздела “Лента времени”?
Ответы детей:
- что такое время;
- какое время называют историческим и почему;
- как определить отрезки времени, час, например;
- что обозначает выражение “Наше время”.
Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.
II. Конкурс знатоков (работа в группах)
Ваши задачи данного этапа:
- грамотно и быстро решить задания кроссворда;
- оценить участие каждого в успешности результатов;
- проверить работу конкурирующей с вами группы и оценить её;
- главное – проявить знания изученных понятий
Кроссворд 1. Что такое?
Задания к кроссворду № 1
По горизонтали:
- Сказочная страна, в которой события отражались наоборот.
- Синоним понятия “вчера”.
- Синоним понятия “завтра”.
- Часы показывают _______.
По вертикали:
- Синоним понятия “сегодня”.
- Главная героиня - путешественница мира чудес в сказке известной английской писательницы Льюис Кэрролл.
Кроссворд № 2. Историческое время.
По горизонтали:
- Время “от лета до лет”, между двумя январями.
- В 1147 году основан город ___________.
- Схема для временного отображения исторических событий.
- В 988 году Русь приняла религию _____________.
- Сто лет.
По вертикали:
- Десять раз по сто лет.
- Он один из двенадцати, из числа которых складывается время “от лета до лета”.
- _______ определяет столетие исторического события.
Кроссворд 3. Римские цифры.
Задания к кроссворду №3.
По горизонтали:
- IV
- ХVIII
- ХI
- ХV
По вертикали:
- IХ
- ХХ
- I
- VI
Кроссворд 4. Рисуночные загадки “Часы”.
Вспомни, как называются данные элементы или образцы предложенных предметов | ||
Впиши, согласно цифрам и номерам рисунков в клеточки кроссворда и получишь ответ на вопрос рисунка 6. |
Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.
III. Конкурс летописцев, грамотно определяющих время
ОПРЕДЕЛИТЕ !
- В каком веке мы живём?
- Отметь год своего рождения. В каком веке это было?
- Через сколько лет после рождения Иисуса Христа родились Вы?
- В ХХVII веке до н.э. родился на территории Древнего Египта ваш предок. Сколько веков прошло с тех пор?
- Другой ваш предок родился в Древней Греции в том же году, что и Вы, но только до н.э. Сколько лет прошло с момента его рождения?
- В 1380 г. н.э. произошла Куликовская битва, в 1945 г. наш народ разгромил фашистов. какое событие раньше произошло и на сколько лет?
- В 70 г. до н.э. был построен крепостной вал, который через 100 лет разрушили кочевники. Когда произошло событие?
- В каких веках были события: 33 г. до н.э., 33 г. н.э., 988 г. н.э., 1700г.?
- Герой сражения родился в 1801 г., погиб в 1900 г. В каком веке это было?
(Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями).
IV. Конкурс “Узнай время!”
- По рисункам отметьте к какой эре относятся
события:
- Разместите единицы времени в соответствии с их продолжительностью:
- век;
- эра;
- год;
- тысячелетие.
Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.
V. Конкурс “Ошибка историка”
Внимательно прослушайте (прочитайте) рассказ горе-историка. Найдите, какие ошибки он совершил? Что перепутал? Чего не могло быть?
Герой мой был человеком мудрым. В год рождения Иисуса Христа принял христианство вместе с Русью. В 1147 году он открыл Америку, а через 345 лет, 1492 году, участвовал в основании Москвы. Только два года он не дожил до Победы русского оружия в 1380 году на поле Куликовом.
Ошибки.
- Герой не мог столько долго жить.
- Русь приняла христианство в 988 году, а не в год рождения Иисуса Христа.
- В 1147 году произошло основание Москвы.
- Открытие Америки состоялось в 1492 году.
- События так далеки друг от друга, что герой не мог участвовать хотя бы в двух из них подряд.
Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.
VI. Подведение итогов урока-конкурса
По результатам конкурса места между командами распределились следующим образом (оцениваются положительные результаты, отмечаются достоинства каждой команды, лидерство по баллам):
1 – команда …
2 – команда …
3 – команда …
В личном первенстве результаты по активности и правильности ответов распределились следующим образом (отмечаются успехи: “3”, “4”, затем лучшие “5”).
Чем запомнилось изучение раздела:
- какие интересные события особенно запомнились;
- какие виды работы вам особенно понравились, почему;
- чему вы научились;
- какие трудности вам встретились;
- над чем следует ещё поработать?
Задания на дом (индивидуально для тех, кто встретил трудности).